РСПП предложил внести изменения в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство в сфере экономических отношений

Президент РСПП Александр Шохин выступил на совместном заседании общественных советов при Минюсте России, МВД России и СК РФ с предложениями о внесении изменений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство.

Александр Шохин отметил, что в условиях санкционных ограничений особенно важно обеспечить для предпринимателей безопасные и комфортные условия ведения бизнеса. Для этого необходимо поддерживать диалог бизнеса и власти по вопросу совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

В июне 2023 года вступили в силу изменения в УПК РФ, которые уточняют основания для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении предпринимателей, устанавливается обязательность рассмотрения судом вопроса о применении в отношении предпринимателей меры пресечения, позволяющей продолжить осуществление предпринимательской деятельности.

Кроме того, Госдумой принят в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ» (в части увеличения порогов значительного, крупного и особо крупного ущерба для целей квалификации преступлений в сфере экономической деятельности). Минюстом России разработан законопроект, предусматривающий существенное увеличение порогов крупного и особо крупного ущерба за нарушение авторских и смежных прав (ст. 146 УК РФ), причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 УК РФ).

У РСПП имеется широкий перечень предложений по различным направлениям совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства, которые можно разделить на пять блоков.

Необходимо расширить возможности возмещения ущерба как основания освобождения от уголовной ответственности. В настоящее время установленный в ст. 76.1 УК РФ двукратный размер возмещения (с одновременной компенсацией причиненного ущерба) часто делает невозможным применение нормы об освобождении от уголовной ответственности, особенно по делам о преступлениях с причинением крупного и особо крупного ущерба. Поэтому предлагается снизить в статье 76.1 УК РФ с двукратной до однократной сумму денежного возмещения, перечисляемую в федеральный бюджет для освобождения от уголовной ответственности.

Также предлагается распространить действие статьи 76.1 УК РФ на преступление, предусмотренное статьей 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями»); установить возможность внесения лицом, впервые совершившим преступление, в депозит суда денежных средств в счет возмещения ущерба и уплаты денежного возмещения в соответствии со статьей 76.1 УК РФ.

Второй блок предложений РСПП касается дополнительных мер по ограничению применения в отношении предпринимателей меры пресечения в виде заключения под стражу. Необходимо расширить практику применения залога и иных не связанных с лишением свободы мер пресечения, которые дают возможность продолжения предпринимательской деятельности. В настоящее время залог в качестве меры пресечения практически не применяется. В законодательстве установлен только нижний предел размера залога, поэтому чрезмерные дискреционные полномочия в вопросах назначения залога приводят к тому, что судьи и следователи стараются избегать принятия столь субъективных решений. Предлагается предусмотреть в статье 106 УПК РФ утверждение порядка (методики) определения размера залога, в том числе с учетом суммы причиненного преступлением ущерба.

Применение домашнего ареста с одновременным запретом общаться с работниками компании, отправлять и получать почту, использовать средства связи и Интернет, как правило, влечет невозможность осуществления подозреваемым предпринимательской деятельности. С точки зрения возможности продолжения хозяйственной деятельности данная мера пресечения мало чем отличается от заключения под стражу.

Третий блок предложений касается повышения процессуальных гарантий субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.

В частности, предлагается исключить возможности судьи, рассматривающего уголовное дело по существу, выносить процессуальные решения на этапе проведения следствия; ввести обязательное ознакомление защиты с постановлением о назначении экспертизы, предусмотреть мотивировку отказа включать вопросы защиты в перечень вопросов эксперту.

Четвертый блок предложений направлен на изменение оснований для возбуждения и квалифицирующих признаков отдельных преступлений. В частности, предлагается полностью исключить применение таких квалифицирующих признаков в отношении преступлений, совершенных в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, как «группа лиц по предварительному сговору», «совершенные с использованием служебного положения», отягчающих уголовную ответственность; распространить применение частей 5 – 7 статьи 159 УК РФ (мошенничество в сфере предпринимательской деятельности) на случаи мошенничества при исполнении государственных и муниципальных контрактов; отнести уголовные дела об отдельных преступлениях в сфере экономической деятельности к делам частного или частно-публичного обвинения.

Необходимо продолжить декриминализацию ряда составов преступлений экономической направленности. Например, предлагается в статье 147 УК РФ «Нарушение изобретательских и патентных прав» установить значения крупного и особо крупного ущерба, аналогичные значениям ущерба в статье 146 УК РФ «Нарушение авторских и смежных прав»; установить в статье 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями» размеры крупного и особо крупного ущерба.

Поделитесь