РСПП принял участие в «Транспортной неделе - 2023»

Обложка новости

15 ноября 2023 года в Москве в «Гостином дворе» отрылась Транспортная неделя – 2023. В рамках недели состоялся круглый стол «Развитие логистической инфраструктуры и сервисов на трассах евразийских транспортных коридоров».

На круглом столе выступил вице-президент РСПП Александр Мурычев. Вице-президент отметил, что согласно опросу компаний-членов РСПП летом этого года «повышение доступности инфраструктуры» заняло одно из ведущих мест среди всех инструментов стимулирования инвестиционной активности и мер поддержки, а также евразийской экономической интеграции на период до 2030 и 2045 годы. Мегапроекты – международный транспортный коридор (МТК) «Север-Юг» и транспортно-логистические коридоры в Азово-Черноморском и Восточном направлениях, являются чрезвычайно актуальными в текущих условиях. Созданию конкурентоспособной транспортной инфраструктуры по мнению РСПП может способствовать взаимодействие участников ЕАЭС по ряду направлений, в том числе по развитию единой цифровой инфраструктуры МТК, решений и сервисов.

По экспертным оценкам, внедрение цифровых транспортных коридоров (ЦТК) позволит сократить расходы в цене конечной продукции примерно на 10% (с 20% до 10-12%). В основе ЦТК лежат логистические системы платформенного типа. В них формируются условия для интеграции участников рынка на всём пути перемещения товаров. Поэтому создание единого цифрового пространства в рамках ЦТК – представляет огромный интерес для бизнеса, и эту работу надо завершать в ближайшее время.

Для понимания экономического эффекта – устранение препятствий, барьеров даст положительный эффект от 1,5 до 2% стоимостного объема взаимной торговли. Для торговли ЕАЭС и РФ с КНР будет еще значительным.

В этой связи важно, чтобы МТК в целом не просто способствовали снижению издержек грузоотправителей из других стран, но становились «становым хребтом» для развития экономик сопряженных территорий. Это требует комплексной экономической работы по конфигурированию структуры и маршрутов МТК с учетом «подключения» к ним производств государств-членов Союза.

Для успеха в этой работе надо активно подключать бизнес из государств-членов ЕАЭС.

По итогам Съезда РСПП в 2023 году Правительству РФ совместно с РСПП было дано поручение Президента Российской Федерации принять меры по привлечению средств частных инвесторов для реализации проектов по строительству отдельных объектов МТК «Север – Юг», в реализации которого принимают участие и наши партнеры по ЕАЭС.

Бизнес нередко предлагает более амбициозные цели нежели правительство.

Так, на международном экономическом форуме «Россия – Исламский мир» председатель Совета директоров ГК «Дело» Сергей Шишкарев предложил вдвое расширить пропускную способность МТК «Север-Юг» – с проектного уровня 30 млн т до 60 млн т грузов в год, создав консорциум с арабскими инвестиционными фондами.

Вовлечена в развитие МТК «Север-Юг» и группа FESCO, запланировавшая модернизацию портовой инфраструктуры на Каспии, развитие сети терминалов и обновление флота судов «Река-море». Активную роль в развитии транспортной логистики «Запад-Восток», трансъевразийских железнодорожных контейнерных перевозках играет ОТЛК-ЕРА.

Развитие инфраструктуры рассматривается и на Деловом Совете ЕАЭС, в котором в этом году председательствует РСПП.

В условиях международного давления ряд крупных банков развития (НБР, АБИИ) фактически отказались от реализации новых проектов на территории нашей страны. Вместе с тем их ресурсы могли бы быть использованы для реализации инфраструктурных проектов на территории государств-членов ЕАЭС. А средства ЕАБР могли бы быть направлены на реализацию проектов в России.

Кроме того, подчеркнул Александр Мурычев, возможным решением для развития инфраструктуры ЕАЭС могло бы стать формирование евразийских инвестиционных консорциумов с использованием механизмов евразийского государственно-частного партнерства, в том числе с участием крупнейших отечественных компаний - грузоотправителей и банков.

Поделитесь