РСПП рассчитал индекс социальной и инвестиционной активности в сентябре 2025 года

63,4% организаций осуществляли в отчётный период инвестиционные проекты.

Доля из месяца в месяц не меняется.

Две трети компаний из этого множества вели инвестпрограммы без изменений в графике и/или бюджете.

Четверть инвестиционно активных предприятий реализовывала свои проекты с отставанием от графика. Только 1,4% респондентов остановились на ответе «проекты шли с опережением графика».

Пятой части организаций пришлось сократить инвестиционный бюджет, а 13,9% компаний, напротив, ответили, что они увеличили вложения в инвестиционные проекты.

Наём работников осуществляли три четверти организаций. Здесь прослеживается некоторый тренд на сокращение темпов найма – если в мае-июле положительный ответ давали около 85% компаний, то в августе наём работников вели уже 80% опрошенных предприятий, а по итогам сентябрьского раунда доля сократилась ещё на 5%.

Увольнение сотрудников произошло в десятой части компаний (доля выросла на 7%).

Меры по сокращению рабочего времени с целью сокращения издержек задействовали 10,8% организаций. В этом случае ситуация не изменилась.

Социальные программы для сотрудников действовали в 80,4% организаций, а программы, направленные на поддержку других категорий граждан, – в 48,2% компаний.

Социальные программы для сотрудников включали в себя:

- оплату путёвок на санаторно-курортное лечение и детский отдых (69,2%);

- выплату сотрудникам дополнительных средств, которые не предусмотрены ТК РФ (доля варианта – 67%);

- добровольное медицинское страхование (62,6%);

- обеспечение работников питанием (50,5%);

- оплату транспорта или доставку на работу (42,9%);

- жилищные программы, включая ипотеку (36,3%);

- дополнительное пенсионное страхование (16,5%).

Некоторые участники добавили собственные ответы на вопрос о социальных программах – они вели программы поддержки и развития молодых сотрудников; осуществляли корпоративные программы развития спорта, включая организацию спортивных и культурно-массовых мероприятий; предоставляли дополнительное страхование от несчастных случаев; оплачивали сотрудникам абонементы в спортивные залы и фитнес-центры; осуществляли поддержку материнства и детства, включая поддержку многодетных семей; закупали подарки детям сотрудников; помогали ветеранам и пенсионерам предприятий; компенсировали оплату лечения; предоставляли дополнительные дни отпуска; внедряли программу лояльности для сотрудников, которая позволяет получать услуги партнёров по льготной стоимости; трудоустраивали детей сотрудников в период летних каникул; предоставляли сотрудникам бесплатные консультации профильных специалистов – психологов, юристов, нутрициологов.

изображение

*За 100% принято общее множество компаний, которые ответили, что осуществляли социальные программы для работников. Компании могли выбрать несколько вариантов ответа, поэтому суммарно доли не сводятся к 100%.

Затраты на социальные программы для сотрудников остались без изменений в 74,4% компаний. В 16,7% организаций бюджет был увеличен, а в 8,9%, напротив, он был сокращён.

Две трети опрошенных компаний занимались реализацией дополнительных мер по снижению напряжённости на рынке труда.

42,9% всех компаний направляли работников на стажировку. Столько же компаний вели опережающее обучение сотрудников.

Временную занятость для населения организовывала четверть организаций.

Поделитесь