28 октября 2015 года в РСПП состоялось совместное заседание Комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству, Комиссии по электроэнергетике, Комитета по энергетической политике и энергоэффективности при участии НП «Совет производителей энергии» и НП «Сообщество потребителей энергии» по вопросам совершенствования контрольно-надзорной деятельности в сфере электроэнергетики и теплоэнергетики.
В заседании приняли участие: исполнительный вице-президент РСПП В.М.Черепов; председатель Комиссии РСПП по ЖКХ А.А.Чуваев; заместитель председателя Комиссии РСПП по электроэнергетике М.С.Андронов; член Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности, и.о. вице-президента по энергетике ПАО «ЛУКОЙЛ» В.А.Зубакин; директор НП «Совет производителей энергии» И.В. Миронов; заместитель директора Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития России Е.А.Ольхович и другие.
Участники заседания считают, что устранение избыточного государственного регулирования позволит снизить стоимость электрической и тепловой энергии для потребителей, но при этом энергетическому бизнесу необходима площадка для стратегического планирования.
Эксперты оценивают ряд разрабатываемых изменений в законодательстве критически и не поддерживают их. В частности, негативно оцениваются поправки в федеральные законы «Об электроэнергетике» и «О теплоснабжении».
Так, законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части совершенствования требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики» (01.10.2015 внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу) приведет к существенному усилению административных барьеров для основных субъектов рынков электроэнергии - потребителей и производителей энергии, росту издержек в электроэнергетической отрасли. Следовательно, рост цен и тарифов для населения и бизнеса будет неизбежен. Предоставляемые проектом этого закона широта и неограниченность полномочий по установлению требований к надежности и безопасности энергосистем, при плотном взаимодействии с субъектами технологической инфраструктуры и в условиях значительной стоимости реализации предъявляемых требований, являются коррупциогенным фактором. Кроме того, законопроект содержит отсылочные нормы, которые приводят к принятию подзаконных актов, вмешивающихся в предмет исключительной компетенции Правительства Российской Федерации.
Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» (09.10.2015 внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу) также не поддерживается экспертами совместного заседания. Для снижения числа инцидентов на объектах теплоснабжения законопроект предполагает введение дополнительного контроля и усиление ответственности. Между тем, усиление государственного надзора не способно решить главную причину роста аварий: накапливающееся недофинансирование отрасли и отсутствие стабильных долгосрочных правил функционирования рынка тепловой энергии, которые бы стимулировали инвестиции в модернизацию систем теплоснабжения.
Однако, предложение о создании структуры, отвечающей за стратегическое развитие электроэнергетических систем и осуществляющей функции по экономической оценке требований в области надежности, прозвучавшее на заседании от имени Министерства экономического развития России, воспринято позитивно бизнес-сообществом. Структура будет эффективной, если станет частью «Совета рынка», - считают эксперты. Минэкономразвития, в свою очередь, предлагает рассмотреть возможность создания НП «Совет по надежности и развитию ЕЭС России» в качестве самостоятельной структуры. При этом, на заседании отмечалось, что «Системный оператор», отвечающий за надёжность, на текущий момент не учитывает экономическую логику принимаемых решений, что не позволяет ему в полной мере стать центром стратегического регулирования отрасли.
Подводя итоги дискуссии по указанным законопроектам, участники заседания отметили наличие множество нерешенных вопросов в данной сфере. Это и отсутствие основных понятий надзора и контроля, противоречивый перечень форм и методов контроля и ограничений на их применение, недостаточная проработка методологии в части профилактики и предупреждения нарушений, отсутствие экономического обоснования вновь вводимых видов и полномочий государственного и муниципального контроля.
Прозвучавшие на заседании предложения о совершенствовании институтов функционирования в отрасли, а также о необходимости сокращения контрольно-надзорной деятельности в электро- и теплоэнергетике будут подготовлены и направлены в Правительство Российской Федерации.