Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) считает требующим доработки проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции», подготовленный ФАС России.
В письме руководителю ФАС Максиму Шаскольскому за подписью Президента РСПП Александра Шохина союз представил замечания к законопроекту, опубликованному на портале regulation.gov.ru.
РСПП подчеркивает, что законопроект имеет высокую степень регулирующего воздействия, однако его формулировки не отвечают требованиям определенности, что может привести к чрезмерному и необоснованному административному вмешательству в деятельность хозяйствующих субъектов вне зависимости от наличия угрозы конкуренции.
В частности, предлагаемые законопроектом изменения в часть 11 статьи 33 Федерального закона «О защите конкуренции» устанавливают возможность пересмотра предписаний, выданных в результате рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства. То есть будет возможен пересмотр предписаний, выданных как в рамках контроля за экономической концентрацией, так и по делам о нарушении антимонопольного законодательства. В отличие от действующего порядка, когда могут быть пересмотрены только предписания, выданные в рамках контроля за экономической концентрацией, такой пересмотр сможет осуществляться с ухудшением положения лиц, которым выданы предписания.
С принятием законопроекта границы возможных действий в рамках предписаний антимонопольного органа могут быть в любой момент пересмотрены в сторону ужесточения, причем по причинам, не зависящим от действий хозяйствующего субъекта, исполняющего предписание (например, из-за ухода с рынка кого-то из конкурентов), указано в письме РСПП.
Кроме того, оценочная формулировка нового основания для пересмотра выданного предписания - «несоответствие указанных в предписании ориентиров формирования цены на товар общим условиям обращения товара на товарном рынке» может привести к существенному нарушению баланса интересов между лицом, которому выдано предписание, и его контрагентами.
Совершенно неясно, как будет устанавливаться такое несоответствие и насколько существенным оно должно быть для того, чтобы повлечь пересмотр предписания. Не определено, с какой частотой могут пересматриваться предписания при выявлении подобных несоответствий. Не установлены предельные сроки, в течение которых предписание может быть изменено, между тем до его пересмотра может пройти длительное время.
Во избежание негативных последствий для компаний РСПП предлагает сохранить предусмотренное частью 11 статьи 33 Федерального закона «О защите конкуренции» положение о том, что предписание не может ухудшать положение лица, в отношении которого оно выдано.
Кроме того, из предусмотренной в законопроекте статьи 513 союз предлагает исключить возможность обращаться с заявлением об изменении предписания любым лицом, участвующим в деле об антимонопольном правонарушении, Вместо этого необходимо установить, что пересмотр предписания осуществляется исключительно по инициативе антимонопольного органа либо лица, в отношении которого предписание ранее было выдано.