Рынок не для мелких: госкомпании борются против введения квот

Госкомпании и курирующие их ведомства выступают против квот на закупки у малого бизнеса, рассказали «Ведомостям» участники совещания у замминистра экономического развития Олега Фомичева, прошедшего 6 ноября 2014 г. На нем обсуждалось выполнение «дорожной карты», расширяющей доступ малого и среднего бизнеса к закупкам.

Согласно «карте» в 2015 г. госкомпании должны купить у малого и среднего бизнеса 18% товаров, работ и услуг, а в 2018 г. — 25%. Мин­экономразвития предлагает две квоты: общая — 18%, в том числе 10% — закупки непосредственно у малого бизнеса. Планировалось, что постановление с квотами будет подписано еще в октябре 2013 г.

Соблюсти квоты будет невозможно, утверждает президент «Роснефти» Игорь Сечин в письме первому вице-премьеру Игорю Шувалову, размер доли закупок «необоснованный и объективно неисполнимый». Письмо было отправлено в середине августа, копия документа есть у «Ведомостей», его содержание подтвердили три федеральных чиновника. Представитель «Роснефти» не ответил на запрос «Ведомостей».

Предложенные Минэкономразвития доли в закупках не учитывают отраслевую специфику, жаловался Сечин. Если основная деятельность госкомпании связана «с особо опасными производствами», то привлечь к заказам малый и средний бизнес в предлагаемых масштабах нереально, объясняет Сечин: он и требованиям не соответствует, и стоимость контракта будет неподъемной. В 2013 г. 90% заказов «Роснефти» были дороже 1 млрд руб. (предельная выручка для компаний среднего бизнеса), приводит он пример. Преференции для малого бизнеса ущемляют интересы как госкомпаний (это неконституционно), так и остальных участников закупок, пишет Сечин.

На совещании у Фомичева Мин­энерго и Федеральная служба по тарифам (ФСТ) заявили, что курируемые ими компании солидарны с позицией «Роснефти», рассказал федеральный чиновник, участвовавший в обсуждении. «Договориться не смогли», — признает он. Серьезных претензий к проекту нет у «Росатома», рассказывает другой чиновник, просто квоты не касаются закупок в области атомной энергетики. Специ­фика других компаний не учтена, а размер квот не обоснован, считает замруководителя ФСТ Ольга Аллилуева. Из-за того что несоблюдение квот будет грозить госкомпаниям переходом на закупки по более жесткому закону о контрактной системе (44-ФЗ), менеджмент будет «рисовать» отчетность и привлекать к закупкам аффилированные структуры, предупреждает она: «Реальный малый бизнес останется ни с чем». Правильнее вычислить текущую долю малого и среднего бизнеса в закупках каждой госкомпании и ежегодно наращивать ее на 5-7%, считает Аллилуева, а санкцию в виде перехода на систему госзакупок по 44-ФЗ исключить. Минэнерго поддерживает идею Минэкономразвития, сообщил представитель ведомства, но квоты нуждаются в дополнительном обосновании, а к размеру обеспечения заявки, срокам заключения и оплаты договора и перечню квотируемых закупок есть замечания. Можно расширить перечень закупок, не учитываемых при определении базы для квоты, рассуждает федеральный чиновник, но больше пространства для компромисса нет. Квоты должны остаться, согласен чиновник финансово-экономического блока: они зафиксированы в дорожной карте.

Окончательное решение примет правительство, сообщил представитель Минэкономразвития: на этой неделе проект постановления будет внесен с разногласиями. Представитель Шувалова от комментариев отказался. Сотрудник аппарата правительства говорит, что Шувалов поддерживает подход Минэкономразвития.

«Росатом» и так размещает около 13% заказов у малого и среднего бизнеса, сообщил представитель госкорпорации: в 2014 г. — на сумму более 54 млрд руб., план на 2015 г. — более 63 млрд. По итогам девяти месяцев 2014 г. 18% заказов «Русгидро» досталось некрупному бизнесу, заверил представитель госкомпании. В «Россетях» малый и средний бизнес победил более чем в 30% закупочных процедур (годом ранее — около 20%), сообщил ее представитель. В 2013 г. РЖД купила у малого и среднего бизнеса товаров и услуг примерно на 40 млрд руб. (менее 5% закупок), сообщил представитель госмонополии. Представители «Газпрома» и «Ростеха» не ответили на запросы «Ведомостей».

Такую отчетность ведут только те госкомпании, которые устанавливают жесткий контроль за поставщиками, говорит замруководителя рабочей группы Агентства стратегических инициатив по доступу малого бизнеса к закупкам Юрий Данилов. В целом госкомпании не обязаны выделять некрупный бизнес среди своих поставщиков, отмечает он: перед ними стоит задача реализовать проект, а не поддержать малый бизнес. Более того, инициативные госкомпании рискуют нарваться на санкции Федеральной антимонопольной службы (ФАС): она может решить, что преференции ограничивают конкуренцию, предупреждает Данилов. Без утвержденного постановления невозможно реализовать большинство мероприятий дорожной карты, подтверждает представитель «Автодора».

Малый бизнес и сам не стремит­ся участвовать в закупках гос­ком­паний, отмечает Данилов: ему придется отвлекать средства на обеспечение заявки, а торги скорее всего выиграет крупная компания. Преференции в постановлении дадут гарантии малым и средним предпринимателям, а госкомпании будут защищены от ФАС, рассчитывает он.

Ведомости

Читайте также:

Минэкономразвития предлагает ограничить доступ иностранных производителей к госзаказу

Поделитесь