Санкционный справочник: что получилось из «кремлевского доклада»

В ночь с 29 на 30 января Минфин США опубликовал «кремлевский доклад» (КД) — список 210 человек, которые либо близки к российской власти, либо обладают состоянием больше $1 млрд. В списке состоит практически все федеральное руководство России (114 чиновников) и большая часть деловой элиты (96 бизнесменов). Список не устроил ни одну из сторон — в США и в России «кремлевский доклад» ругают за расплывчатость.

Неоправдавшиеся надежды

В Конгрессе на публикацию «кремлевского доклада» Минфина США отреагировали скептически. Судя по публичным заявлениям, законодатели ожидали увидеть более компактный и нюансированный список. Многие из них также рассчитывали, что одновременно с обнародованием «кремлевского доклада» будет объявлено и о введении санкций в отношении некоторых из его фигурантов. Выступая на слушаниях в банковском комитете Сената, министр финансов Стивен Мнучин поспешил заверить: на основе доклада будут приниматься решения о санкциях (о том, как отразились его слова на российском валютном рынке, см. статью «Рынок прочитал “кремлевский доклад”»). В ходе открытой части брифинга чиновник, впрочем, не уточнил, когда могут последовать рестрикции и кого именно они затронут.

Между тем на сайте Минфина в пояснении к документу сказано, что он «не является “санкционным списком”». «Включение физических или юридических лиц в этот доклад, его приложения или закрытое приложение не означает и ни в коей мере не может интерпретироваться как наложение санкций на эти лица,— уточняется в релизе.— Включение в этот список также не означает, что эти лица отвечают критериям, которые могут повлечь за собой наложение санкций. Более того, включение физических и юридических лиц в этот доклад и приложения не означает и не дает повода для того, чтобы в их отношении вводились какие-либо ограничения или запреты в отношениях с США или другими иностранными гражданами. Точно так же включение в открытый доклад не указывает на то, что правительство США обладает информацией о вовлеченности данных лиц в какие-либо противозаконные действия».

Таким образом, последствия публикации доклада для его фигурантов пока не ясны. Критически настроенные по отношению к Москве конгрессмены, такие как, например, демократ Брайан Шатц, сомневаются, что новые санкции последуют после того, как Госдепартамент США объявил, что рестрикций в отношении иностранных компаний или людей «за значительные транзакции с организациями из российского оборонного или разведывательного сектора» пока не будет. Напомним, закон «О противодействии противникам США посредством санкций» (CAATSA), на основании которого подготовлен и «кремлевский доклад», позволяет властям США с 29 января наказывать ключевых иностранных партнеров российских оборонщиков и разведслужб. В Госдепе пояснили: сама угроза введения подобных «вторичных санкций» является «сдерживающим фактором», более жесткие меры пока не нужны, но могут последовать. Многие конгрессмены восприняли это как попытку саботажа со стороны администрации президента Трампа.

Дональд Трамп изначально весьма критически отнесся к CAATSA. Конгресс, по сути, навязал ему этот закон, не оставив пространства для маневра. Приняв документ абсолютным большинством голосов, законодатели сделали бессмысленным гипотетическое вето президента. Но подписывая закон, Дональд Трамп раскритиковал конгрессменов за вмешательство в его конституционные полномочия по формированию и реализации внешней политики, в том числе санкционной.

С учетом этого понятна и вторая претензия сторонников CAATSA к открытой части «кремлевского доклада»: они убеждены, что администрация предоставила Конгрессу «отписку», формально удовлетворив требования CAATSA, но сделав публикацию списка, по сути, бессмысленной. Изначально конгрессмены настаивали на обнародовании точечного и нюансированного «списка друзей Владимира Путина», рассчитывая, что угроза новых персональных санкций заставит этих людей отвернуться от Кремля. CAATSA позволял опубликовать не только имена, но и обнаруженные спецслужбами США источники доходов, возможные нелегальные схемы, к которым эти лица могли быть причастны, сведения о состоянии членов их семей, бизнес-интересы на Западе.

Но администрация Дональда Трампа пошла по другому пути, включив в досье 210 имен российских чиновников, политиков и предпринимателей. «В России ожидали серьезный доклад. Русофобы потирали руки и ждали мощного удара по Кремлю. Бизнесмены беспокоились в связи с возможными репутационными рисками,— заявил “Ъ” Иван Тимофеев, директор программ РСМД, программный директор клуба “Валдай”.— Но в итоге мы увидели компиляцию сайта администрации президента РФ, правительства и списка журнала Forbes».

По словам бывшего посла США в РФ, профессора Стэнфордского университета Майкла Макфола, «в этом списке мало смысла, а может, и нет вообще». «Они совершенно не утруждали себя с его составлением»,— заявил он “Ъ”. По мнению собеседника “Ъ”, фигурантам открытой части «доклада» нет причин опасаться серьезных последствий. «Включив в него всех, в том числе людей, которые точно не входят в ближний круг российского президента, администрация сделала этот список малопригодным для принятия решений о санкциях»,— убежден Майкл Макфол.

Один из авторов рекомендаций по составлению «кремлевского доклада», старший научный сотрудник Atlantic Council Андерс Ослунд сказал “Ъ”, что «список не выделяет людей, реально близких к Кремлю, и не отвечает изначальному замыслу составителей 241-й статьи CAATSA». Он не исключает, что «эксперты администрации изначально составили нужный список, но потом кто-то из высшего руководства взял и заменил его телефонным справочником Кремля и списком Forbes». В итоге, по его словам, «американская санкционная политика стала предметом насмешек, а в Кремле ликуют». 

Коммерсантъ

Читайте также:
Российские компании теряют прозрачность

Поделитесь