Счетная палата РФ оценила результаты деятельности Корпорации МСП

Обложка новости

Счетная палата России выпустила бюллетень, посвященный анализу деятельности Корпорация МСП за период с 2015 года по 2020 год.

План по увеличению вклада малого и среднего бизнеса до уровня в 32,5% ВВП к 2024 году недостижим, сообщил аудитор Счетной палаты Данил Шилков, слова которого приводятся в бюллетене. 

«План по достижению 32,5% вклада малого и среднего бизнеса в ВВП к 2024 году, как это было предусмотрено в предыдущей версии паспорта национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", сегодня выглядит недостижимым», - отмечает аудитор.

По его словам, динамика результативности сектора неутешительна: темпы роста доходов организаций, включенных в реестр МСП, за докризисный период 2017-2019 годов не превысили уровень инфляции.

Согласно данным Счетной палаты, в целом по РФ отмечается недостижение стратегического ориентира в сфере финансовой поддержки МСП в виде показателя Стратегии «Доля кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Его фактическое значение за 2018 год составило 15% при плане в 19%, за 2019 год - 14%, за девять месяцев 2020 года - 10% при плане на 2020 год в 20%. Доля кредитов субъектам МСП снижается, в связи с чем имеются риски недостижения показателей 2020, 2025 и 2030 годов.

Ведомство также отметило, что ряд компаний МСП, получавших гарантийную поддержку от Корпорации МСП, относится к группам компаний, представляющим крупный бизнес. Объем такой поддержки составил 3 млрд 623,1 млн рублей.

Как отметил глава Минэкономразвития Максим Решетников, на конец 2020 года в секторе МСП заняты 18,2 млн человек. «Общее количество субъектов МСП несколько сократилось, но не за счет закрытия компаний, - не открывались новые. Это вполне естественно в условиях пандемии. Ожидаем перелома этого тренда в текущем году», - отметил министр, слова которого приводятся в бюллетене Счетной палаты.

По словам министра, портфель кредитов по программам льготного кредитования для малого и среднего бизнеса по итогам прошлого года составил 1,3 трлн рублей. Он также напомнил, что для компаний, которые не смогли вернуться к докризисным показателям, правительство запустило новую программу льготного кредитования ФОТ 3.0.

«Анализ состояния МСП говорит о том, что бизнес адаптировался к новым условиям и восстанавливается после локдауна, а темпы дальнейшего его развития будут зависеть напрямую от скорости вакцинации в стране», - подчеркнул Решетников.

Деятельность Корпорация МСП  не оказала значительного влияния на развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) в РФ в 2015-2020 годах, говорится в бюллетене.

«АО "Корпорация МСП" пока не оказало существенного влияния на развитие малого и среднего бизнеса в России. В проверенный период основным приоритетом для корпорации был объем предоставляемых средств субъектам МСП. При этом не уделялось достаточного внимания результативности этой помощи, а сами меры поддержки носили локальный характер», - отмечает Счетная палата.

По данным ведомства, всего за период с 2015 года по 1 июля 2020 года координируемые корпорацией участники Национальной гарантийной системы (НГС) предоставили поддержку более 34 тыс. субъектов МСП и организаций инфраструктуры на общую сумму 658,4 млрд рублей. Это обеспечило консолидированный объем финансовой поддержки в размере 1,4 трлн рублей.

«При этом число субъектов МСП, получивших поддержку в рамках НГС, составило менее 1% от их среднегодового количества за указанный период, что свидетельствует о локальности этих мер», - говорится в материалах Счетной палаты.

Корпорации МСП не удалось существенно повлиять и на выполнение одного из основных показателей стратегии развития МСП до 2030 года - "доля кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". «Как показал проведенный анализ, его фактическое исполнение не только не соответствует целевым значениям, но и снижается из года в год. Сложившийся тренд формирует риски, что показатели будущих периодов также не будут достигнуты», - говорится в бюллетене Счетной палаты.

По мнению ведомства, недостаточная заинтересованность корпорации в достижении стратегических целей и задач государства в сфере МСП связана с отсутствием утвержденных внутренних документов долгосрочного планирования, включая стратегию развития корпорации. Кроме того, в краткосрочных и среднесрочных программах деятельности корпорации установлены легкодостижимые показатели. «Так, практически по всем индикаторам ежегодных и трехлетних программ наблюдается перевыполнение плановых значений, во многих случаях значительное - от 500 до 9 000%. Такие высокие показатели создают риски некорректной оценки эффективности корпорации», - сообщается в документе.

Средняя месячная заработная плата в Корпорации МСП составляет 380 тыс. рублей, что в два раза выше средней зарплаты в сфере финансовой и страховой деятельности в Москве, указано в бюллетене.

При этом, по данным Счетной палаты, среднемесячная зарплата членов правления корпорации составила в проверяемом периоде около 3,3 млн рублей.

Счетная палата отмечает, что соотношение операционных расходов корпорации к капиталу в 2018-2020 годах уменьшилось с 4,46% до 3,79%. При этом уровень расходов остается выше показателя 2016 года. «Основные затраты связаны с оплатой труда работников корпорации, созданием резервов по гарантиям, вводом в эксплуатацию и последующим развитием бизнес-навигатора МСП», - говорится в материалах ведомства.

Несмотря на это корпорация обладает значительным запасом финансовой устойчивости и имеет возможность дальнейшего наращивания обязательств, подчеркнули в Счетной палате.

По итогам изложенного Счетная палата предложила провести оценку эффективности мер поддержки, которые предоставляет бизнесу Корпорация МСП.

«Провести оценку эффективности предоставляемых корпорацией мер поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе в виде отложенного эффекта, на основе независимого публичного мониторинга параметров деятельности субъектов МСП, получивших поддержку», - отмечается в бюллетене.

Кроме того, контрольный орган предлагает "утвердить долгосрочную программу деятельности корпорации", а также установить ключевые показатели эффективности корпорации "в целях определения размера вознаграждения ее руководящего состава с учетом специфики деятельности корпорации, в том числе неприменения показателя дивидендной доходности при планировании отрицательного финансового результата".

Комментируя отчет Счетной палаты о результатах деятельности Корпорации МСП, президент РСПП Александр Шохин отметил, что не всегда есть возможность оценить влияние деятельности Корпорации МСП на макропоказатели, характеризующие активность малого и среднего бизнеса.

«Практически по всем ключевым показателям эффективности регулярно наблюдалось перевыполнение не просто плановых, а максимальных значений КПЭ, что вызывало вопросы с точки зрения качества планирования деятельности Корпорации МСП. Есть необходимость обновления стратегических документов, но есть и объективные причины, препятствующие этому, – в частности, эпидемия новой коронавирусной инфекции. Она потребовала ускорить принятие и реализацию антикризисных программ поддержки МСП, отвлекая от работы над стратегией, с одной стороны, и серьезно изменила системную картину экономики – с другой», - указал Александр Шохин.

По его словам, во многом можно поддержать рекомендации, которая дала Счетная палата.

«Стоит перейти на публичную, независимую оценку эффективности Корпорации МСП.  Важно принять новую долгосрочную программу деятельности Корпорации. Сейчас ведется пересмотр стратегических документов Корпорации МСП, к дискуссии привлекаются члены Совета директоров, драфты документов уже выглядят неплохо. Есть также несколько системных вопросов, которые стоит учитывать как при формировании стратегических документов Корпорации МСП, так и при выработке системных решений. В частности, пока сохраняется проблема шоковых барьеров роста. Прежде всего речь идет о фискальной сфере: переход от упрощенной отчетности и сравнительно низкого уровня налогообложения к общей системе вызывает у компаний желание не продолжать рост, а дробить бизнес. Эта проблема во многом объясняет малую долю именно среднего бизнеса в российской экономике. Те усилия, которые уже предприняты в этой сфере (например, в части возможности остаться на упрощенной системе налогообложения при незначительном превышении пороговых значений), абсолютно правильны, но не полностью снимают проблему. Есть очевидная проблема «разрыва» в механизмах поддержки. Если для промышленных предприятий, среднего и не самого крупного бизнеса эффективным инструментом поддержки стал Фонд развития промышленности, то для компаний других секторов, немного превышающих по оборотам или численности требования к субъектам МСП, количество инструментов поддержки минимально», - отметил Александр Шохин.

Он уточнил, что необходимо учитывать и специфику при оценке субъектами малого и среднего бизнеса качества деловой среды.

«Учитывая высокую долю субъектов МСП в составе региональных отделений РСПП, мы имели возможность сравнить разницу оценок ситуации и прогнозов на перспективу малого и крупного бизнеса, входящего в Российский союз промышленников и предпринимателей. Наиболее успешные субъекты МСП, очевидно, готовы к масштабному посткризисному рывку и росту, а задача Корпорации МСП – поддержать их в достижении амбициозных задач. Уверен, что экспертная помощь Счетной палаты будет этому способствовать», - резюмировал Александр Шохин.

Поделитесь