06 февраля 2020 г. состоялась конференция «Цифровизация транспорта», на которой с докладом «Цифровая трансформация транспортно-логистического бизнеса» выступил Председатель Подкомитета по транспорту и логистике Комитета РСПП по международному сотрудничеству, Директор центра стратегического развития логистики О.Н.Дунаев.
На конференции представители научных и общественных организаций, транспортных компаний обсудили вопросы перехода на «цифру» для решения проблем роста эффективности отрасли, приоритетов и инструментов государственной политики в области цифровизации транспорта при выполнении Майских Указов Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», целевых показателей развития транспортно-логистического комплекса России на следующие 4 года.
В представленном докладе на основе трендов развития российской и мировой экономики сформулированы и обоснованы вызовы и перспективы развития транспортно-логистического бизнеса: цифровизация, ориентация на сервис, сетевые взаимодействия компаний. Выделенные направления развития транспортно-логистической отрасли обусловливают фундаментальные сдвиги в инструментах координации рынка и способах конкуренции, повышения качества услуги, понижения цены предложения за счет формирования совместной ценности для клиента, новой логики бизнес-моделей компаний и механизмов ее монетизации.
В соответствии с выбранной стратегией формирования ценностного предложения на рынке транспортно-логистических услуг предложено управление изменениями с использованием платформ как бизнес-модели компании. Представлены результаты исследования технологических изменений и их последствия, стимулировавшие переход от линейного бизнеса XX века к современному платформенному бизнесу на основе цифровых технологий, новые ключевые компетенции: организационные инновации, скорость и качество сетевого взаимодействия, автоматизированная логистика, глобальные бизнес-сети. Показано, как изменения в структуре современного транспортно-логистического бизнеса влияют на результаты работы компаний и, в этой связи, что необходимо предпринять не только для адаптации, но и для успешного развития в новых экономических условиях.
В заключительной части доклада предложены и обоснованы новые источники конкурентного преимущества транспортно-логистического бизнеса. Управление кардинальными изменениями структуры спроса и изменениями модели бизнеса; новые платформенные компании; сетевые эффекты; сотрудничество как инструмент координации, присвоение сетевых эффектов. Нужны инновации и инвестиции в технологии связанности, в эффективности сети поставок, цифровые технологии управления, рост производительности труда, что и обеспечит оптимальный «баланс» затрат, качества, гибкости и адаптивности. Сделан вывод о переходе к сетевой экосистеме как новому агрегатору бизнес-ценности.