Сергей Игнатьев принял смягчение на себя

©

Экономические власти РФ, похоже, выбрали наиболее предсказуемый рецепт борьбы с замедлением экономики — смягчение монетарной политики. Ответственность за это решение формально взял на себя уходящий глава Банка России Сергей Игнатьев, дав понять, что регулятор планирует снижение ставок, не дожидаясь возвращения годовой инфляции в коридор 5-6%. Одновременно первый вице-премьер Игорь Шувалов заверил: Белый дом не собирается стимулировать экономику через рост госрасходов. Столкнувшись с угрозой стагнации при цене нефти в $110 за баррель, правительство не озвучивает иных вариантов решения проблемы, предпочтя наиболее простой и безопасный для себя выход — перекладывание ответственности на ЦБ.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил: при отсутствии внешних шоков правительство не откажется от "бюджетного правила" в его нынешнем виде, "и никто в экономическом и финансовом блоке правительства это сейчас не обсуждает". По его словам, власти готовы вкладывать в инфраструктуру до 500 млрд руб. в год из ФНБ и ВЭБа на условиях возвратности инвестиций, но компании "хотят получить прямое бюджетное финансирование, а мы его предоставить не можем".

Вместе с этим Игорь Шувалов подчеркнул, что правительство не собирается нарушать принцип независимости ЦБ для того, "чтобы кратковременно добиться ускорения темпов экономического роста". Впрочем, необходимости в таком влиянии может и не возникнуть. Вероятный новый глава ЦБ Эльвира Набиуллина (ее кандидатура вчера была одобрена профильным комитетом Госдумы), выступая на съезде Ассоциации российских банков, заявила: "Цена кредитов превышает доходность проектов реального сектора".

Глава ЦБ Сергей Игнатьев заявил, что произошедшее накануне снижение ставок по отдельным операциям — "первый шаг по смягчению денежно-кредитной политики". Он также впервые допустил, что снижение базовой ставки может произойти до возвращения годовой инфляции в целевой диапазон 5-6%. "Это было впервые за 11 лет, когда я оказался в таком сложном положении",— признался председатель ЦБ. "С одной стороны, есть замедление экономического роста и вроде надо смягчать, но безработица низкая и инфляция высокая, то есть смягчать не надо. Но инфляция обречена на снижение, я точно знаю, что это будет и по году мы уложимся в 6%",— заверил он.

Правило устояло

Из-за бюджетного правила возникли проблемы не только с инвестиционными, но и с социальными расходами, заявила вице-премьер Ольга Голодец: «То ограничение, та епитимия, которые мы наложили на себя в сфере бюджетных расходов, имеет негативный результат. Замедление в промышленности во многом спровоцировано бюджетным правилом». Расходы на здравоохранение в 3,6% ВВП — это мало, заявила Голодец, оговорившись, что это ее мнение как эксперта, а не как вице-премьера.

Официальное мнение правительства высказал Шувалов, это мнение и премьера, и президента, отмечает пресс-секретарь Дмитрия Медведева Наталья Тимакова. В этом году правило пересматриваться не будет, но через год-два все возможно, менее категоричен сотрудник аппарата правительства. Пока принято решение использовать средства фонда национального благосостояния и Пенсионного фонда на возвратной основе, отмечает он.

Заблуждение, что наращивание госрасходов ускорит рост, наоборот — быстрее вырастут цены производителей, что затормозит развитие экономики, считает главный экономист HSBC Александр Морозов: «Так было в прошлом году». Правительству нужно заниматься системными вещами, причем не только инвестклиматом, но, например, миграционной политикой и реформой армии, так как количество трудоспособного населения расти естественным образом в ближайшее время не будет, отмечает он.

Источники: Коммерсант, Ведомости

Поделитесь