Система гарантирования пенсионных накоплений получается дорогой, но надежной, считают авторы законопроекта

© Пресс-служба РСПП

«Ведомости» ознакомились с пакетом правительственных законопроектов о гарантировании пенсионных накоплений. Гарантия будет двойной: резерв в каждом фонде и Фонд гарантирования пенсионных накоплений (ФГПН) Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Могут понадобиться и средства бюджета, указано в законе, но без подробностей. Однако расчеты показали, что и средства ФГПН будут нужны лишь в случае затяжного кризиса. Хотя прогнозирование затруднено постоянно меняющимися правилами в отношении накопительной части пенсий, говорится в документе.

Закон гарантирует номинал накоплений — сумму уплаченных в НПФ или ПФР накопительных взносов. Их недостаток восполняется, когда человек переводит накопления из одного фонда в другой, когда ему назначают пенсию или когда НПФ — банкрот или остался без лицензии.

При нехватке сначала используется резерв самого фонда, потом — его имущество и лишь в третью очередь — средства ФГПН.

Закон устанавливает предельные ставки гарантийных взносов: для НПФ — 0,025% от суммы переданных ему накоплений, для ПФР — 0,0125%. Источником средств для взносов будет инвестиционный доход, а при его отсутствии — средства накоплений; у ПФР — еще и пени, недоимка, штрафы, доход от временного размещения средств до передачи их в НПФ, не разнесенные по индивидуальным счетам средства. Для формирования собственного резерва фондам рекомендовано направлять до 0,5% от накоплений (ПФР — до 0,25%).

Двухуровневая система получается дорогой, в том числе за счет гарантирования номинала накоплений при переходе человека из одного фонда в другой, а необходимость отчислений инвестдохода в резерв и ФГПН будет уменьшать итоговую сумму накоплений. Но такова плата за надежность, говорится в финансово-экономическом обосновании к законопроекту.

Минэкономразвития провело стресс-тест системы, рассмотрев вероятность повторения кризисов каждые 8-10 лет. Они сопровождаются удешевлением инвестпортфеля НПФ на 20-25% (при условии включения в них преимущественно долговых бумаг) при средней доходности в благополучные годы в 6%. Для ПФР больший консерватизм портфеля (средняя доходность — 4%) сопровождается меньшими кризисными потерями: 10-15%. Даже в кризис номинал накоплений не сократится: гарантия АСВ понадобится только при особо затяжных или глубоких падениях рынка. Но это средняя температура по больнице, предупреждает федеральный чиновник, для точных расчетов недостаточно информации по каждому фонду и слишком быстро меняются общие правила. «Мы исходили из накопительных взносов в 6%, потом пришлось корректировать на 2%, а как сейчас фонды будут формировать резервы — толком никто не понимает», — сетует он.

Для вхождения в систему гарантирования НПФ должен иметь лицензию и пройти процедуру проверки в ЦБ, которая заключается в оценке имущества и активов фонда, систем управления рисками, прозрачности структуры собственности, качества инвестиционной деятельности, достоверности отчетности. С момента вступления закона в силу у действующих сейчас (т. е. имеющих лицензию) НПФ есть полгода, чтобы подать заявление на такую проверку. Регулятору на нее отводится до шести месяцев. Если закон вступит в силу с января 2014 г., первые вступившие в систему гарантирования фонды могут появиться в июле (если только ЦБ не ускорит проверку). В случае отрицательного заключения у НПФ есть 1,5 года с начала действия закона, чтобы подать повторную заявку; таким образом, на вход в систему гарантирования фондам отводится два года. Отрицательное заключение на повторную заявку НПФ может обжаловать у председателя ЦБ — порядок этой процедуры регулятор опубликует в январе.

Если НПФ не прошел проверку или не заявил в отведенный срок о намерении ее пройти, он не сможет заключать новые договоры по обязательному пенсионному страхованию. Имеющиеся средства накоплений ЦБ спишет и переведет в ПФР — за исключением сумм, необходимых на выплаты тем, кому уже назначена накопительная пенсия, или их правопреемникам.

За убытки фондов станут отвечать контролирующие НПФ лица — ими могут быть все, кто может прямо либо косвенно влиять на управляющего фондом. За фальсификацию, сокрытие информации или уничтожение отчетности — должностные лица: в Уголовный кодекс вводится статья 172.1, которая предусматривает до 4 лет лишения свободы и штраф в размере дохода за 1,5 года. Чтобы отслеживать сделки фондов, их обяжут хранить базу с ежедневными операциями в течение пяти лет, закрывая каждый операционный день направлением материалов регулятору. Так ЦБ собирается бороться с операциями, совершенными задним числом, замечает сотрудник одного НПФ: фонды приравняли к банкам. АСВ и ПФР наделены правом инициировать проверку НПФ.

Проект утвержден правительством, но у некоторых ведомств остались к нему замечания. ЦБ предлагает исключить восполнение номинала из АСВ при переводе накоплений из фонда в фонд; Минтруд отмечает, что уплата гарантийных взносов за счет накоплений может привести к сокращению пенсий; Минюст считает, что контроль АСВ за деятельностью НПФ получился завышенным.

Правительство решило оставшиеся разногласия устранять при прохождении закона через Госдуму. Из-за внезапно инициированного социальным блоком правительства скандала с накопительными взносами сейчас весь финансово-экономический блок стремится максимально ускорить запуск рынка пенсионных накоплений, говорит близкий к правительству человек: «Решение по взносам бьет и по другим сегментам финансового рынка, да и просто подрывает весь фундамент, на котором экономический блок основывал свою политику». Президенту Владимиру Путину уже пришлось отвечать на неприятные вопросы о конфискации пенсионных накоплений.

Законопроект не до конца проработан, вздыхает руководитель одного из НПФ: ставка взносов одинакова и для консервативных, и для рискованных стратегий и получается, что система гарантирования никак не связана с рисками. Участие АСВ предусмотрено только тогда, когда фонд обанкротится, но это обратная сторона свободы, которую получают фонды, — вкладываться в долгосрочные проекты, разносить убытки по счетам, говорит председатель совета НПФ «Европейский» Евгений Якушев. Такое устройство системы гарантирования будет побуждать фонды уходить в консервативные инструменты, полагает он. Это может сказаться на уровне будущих пенсий.

Ведомости

Поделитесь