15 декабря 2010 года в Совете Федерации РФ состоялись парламентские слушания «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации», в которых принял участие исполнительный вице-президент РСПП А.В.Мурычев.
В своем выступлении он отметил, что Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации дает дополнительный импульс развитию отечественной банковской системы, однако представленный на обсуждение документ имеет недостатки, нуждается в серьезной доработке и не позволяет в данном виде называть его Стратегией по ряду причин:
1. Сформулированные цели не достаточно конкретны, не отражают вектор и приоритеты развития банковского сектора на указанный период времени, не имеют целевых количественных индикаторов, которые должны быть достигнуты к 2015 году.
2. Проблема, обозначенная в Стратегии как «слабая степень развития конкуренции» не решена. Необходим пересмотр отношения государства к системе банков, где есть место и малым и большим, и государственным и частным банкам. Административное выдавливание малых банков с рынка не решает проблему капитализации, а сокращает объем услуг и инфраструктуру, ведет к дальнейшему деформированию конкурсной среды.
3. Противопоставление экстенсивной и интенсивной моделей развития считаем экономически и логически необоснованным. Они развиваются параллельно и на каждом временном отрезке следует говорить лишь о превалировании той или иной модели, но не о замене одной модели на другую.
4. Дефицит предложения долгосрочных заимствований на внутреннем рынке и неконкурентоспособность российских банков в сфере финансирования крупных сделок являются факторами, обуславливающими высокую потребность нефинансового сектора экономики в привлечении внешних заимствований. Чрезмерный рост внешнего долга компаний, в свою очередь, способен повысить уязвимость экономики к турбулентности на глобальных рынках. Перспективным направлением решения данной проблемы является ускоренное развитие сегментов российского долгового рынка, способных обеспечить:
- трансформацию кратко- и среднесрочных финансовых ресурсов в долгосрочные;
- объединение ресурсов отечественных банкиров-кредиторов для финансирования крупных займов российских компаний.
Первая задача может быть решена путем стимулирования развития рынка долгосрочных корпоративных облигаций, вторая – путем развития внутреннего рынка синдицированного кредитования.
5. Опыт посткризисного развития показывает необходимость:
- сохранения инструментария, использованного Банком России для поддержания финансовой стабильности в условиях кризиса;
- разработки набора инструментов (включая мониторинг системной стабильности банков, государственную политику в области системообразующих банков, меры экстренного и постоянно действующего характера) пригодного для использования на различных этапах экономического цикла (в условиях кризиса, стагнации, оживления и подъема).
6. Принимая во внимание необходимость усиления социальных функций государства и исчерпание возможностей бюджета на поддержку банковской системы (о чем сказано в проекте Стратегии) необходимо существенно повысить эффективность государственно-частного партнерства путем:
- усиления программно-целевой компоненты в деятельности государства;
- перехода к проектным формам взаимодействия государства и бизнеса на основе софинансирования проектов, внедрения проектного финансирования на государственном уровне, использование субординированных кредитов, связанных в том числе с развитием инфраструктуры, повышением конкурентоспособности российского бизнеса. Такое взаимодействие может способствовать как росту частных инвестиций самих по себе, так и росту эффективности государственных вложений.
А.В. Мурычев подчеркнул, что проект документа носит характер концепции развития банковского сектора, и его можно взять за основу при дальнейшей разработке Стратегии развития банковского сектора, которая должна охватывать период до 2020 года. Стратегия должна быть интегрирована в систему долгосрочных планов-прогнозов Правительства, в т.ч. в Стратегию развития финансового рынка до 2020г.
Банковский сектор России будет жить и развиваться, заключил А.В.Мурычев: « если будут создаваться условия для ведения бизнеса в стране, если поднимем корпоративную культуру ведения банковского дела, начнем все, от малого до великого соблюдать законы и требования регулятора, а финансовые власти руководствуются едиными принципами в оценке деятельности разных кредитных организаций».
Состоялись парламентские слушания «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации»
© Секретариат РСПП
Поделитесь