Съезд РСПП 25 апреля 2024 года

Состоялись заседание Президиума МКПП и Международная конференция «Опыт и проблемы инвестиционного и финансово-банковского обеспечения деятельности промышленников и предпринимателей на Евразийском экономическом пространстве»

© Секретариат РСПП

28 марта 2013 года в г.Алматы (Республика Казахстан) состоялись заседание Президиума МКПП и Международная конференция «Опыт и проблемы инвестиционного и финансово-банковского обеспечения деятельности промышленников и предпринимателей на Евразийском экономическом пространстве», в работе которых принял участие исполнительный вице-президент РСПП А.В.Мурычев.

В выступлении на заседании Президиума МКПП А.В.Мурычев рассказал о работе Российского союза промышленников и предпринимателей по содействию реализации инвестиционных проектов. Он отметил, что РСПП удалось ликвидировать несколько серьезных барьеров для инвестиционной активности компаний. Постепенно расширяется перечень льгот для компаний, использующих энергоэффективное оборудование. Главный итог прошлого года - отмена налога на имущество для нового оборудования, поставленного на учет с 1 января 2013г. Удалось не допустить возникновения новых барьеров для инвестиционной активности компаний благодаря использованию механизма оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов. В результате ОРВ в среднем отклоняются более трети проектов, которые могли бы серьезно ограничить деятельность бизнеса.

Но нерешенных проблем, подчеркнул А.В.Мурычев, больше, чем решенных: высокие административные барьеры, высокие налоги и страховые платежи, низкое качество госуправления, незащищенность прав собственности, инфляция, коррупция, нехватка квалифицированных кадров, недостаток финансовых средств, в первую очередь собственных, для реализации инновационных проектов. Внедрению инноваций мешают недостаточность мер налогового стимулирования, низкая предсказуемость хозяйственной деятельности в России; недостаточность поддержки инноваций со стороны государства, как на региональном, так и на федеральном уровнях. Бизнесу нужна новая инвестльгота, особенно в условиях, когда прогнозируется дальнейший рост нагрузки – по экспертным оценкам только новая пенсионная формула увеличивает нагрузку на работодателей еще на 4%. Финансовая сфера, которая должна обеспечить средства для инвестиционной активности, пока не лучшим образом справляется со своими обязанностями. В целом роль бизнес-сообщества в диалоге с органами власти, по мнению А.В.Мурычева, нуждается в корректировке.

РСПП считает, что для стимулирования инвестиционной активности необходимо: радикально снизить страховую нагрузку на опасные объекты, вернуть инвестльготу, пересмотреть реформу пенсионной системы, направить часть поступлений «стабильных» налогов, включая НДС, в регионы в достаточном объеме, чтобы покрыть все их дополнительные расходы, подготовить предложения по созданию налоговых условий, стимулирующих осуществление финансовых операций в рамках российского Международного финансового центра, решить проблемы с налоговым администрированием – борьба с однодневками или оффшорами не должна создавать проблемы добросовестным компаниям, более четко поставить задачу гармонизации законодательства в сфере трансфертного ценообразования с международной практикой, а также обеспечить дальнейшее совершенствование правил создания и функционирования консолидированных групп налогоплательщиков, включая вопросы налогового администрирования в данной сфере, отказаться от фиксации в стратегических документах логики, что налоговые стимулирующие механизмы и налоговые льготы уменьшают ресурсы государства, необходимые для решения поставленных перед ним задач, а, значит, должны рассматриваться как «налоговые расходы» бюджетной системы Российской Федерации. Позиция бизнеса – льготы делают возможным реализацию проектов, которые в условиях «стандартной» ситуации не были бы реализованы, так их правомерно рассматривать как условия для получения дополнительных доходов бюджета, а не расходы.

На Международной конференции А.В.Мурычев выступил с докладом «Сценарии развития макроэкономической ситуации в мире и в России в 2013 году: мировая экономика перед лицом новых вызовов». Он отметил, что темпы роста мировой экономики в истекшем году (3,2%) хотя и уступили значениям, достигнутым в 2011г. (3,9%), но оказались несколько выше предполагаемых экспертных оценок. Согласно недавно опубликованному прогнозу МВФ в 2013г. мировой рост будет постепенно усиливаться, а в 2014г. его темпы (4,1%) уже превысят уровень 2011г. В то же время специалисты МВФ отмечают, что риски снижения темпов роста остаются существенными. Есть объективные причины, способствующие развитию неудовлетворительной ситуации мировой экономики.

Связано это, во-первых, с неопределенной ситуацией в Еврозоне, где ценой массированной финансовой поддержки, включая кредиты ЕЦБ, целой группе стран-участниц пока удалось предотвратить ее распад, но в ближайшие годы вероятность дополнительных расходов на сохранение ее целостности предоставляется весьма высокой.

Во-вторых, в краткосрочном периоде торможение темпов общемировой динамики может быть обусловлено возможным изменением ситуации в финансово-бюджетной сфере США. Президент США Б.Обама подписал указ о начале приведения в действие плана по секвестру расходных статей американского бюджета. Начиная со 2 марта и по 1 октября 2013г. (начало нового фискального года в США) федеральном министерствам и иным ведомствам необходимо сократить свои расходы на 85 млрд. долл. По оценкам МВФ, принудительное сокращение бюджетных расходов замедлит рост экономики как минимум на 0,6 проц. пункта, что усилит риски рецессии американской экономики и замедления динамики мирового производства.

Говоря о российской экономике, А.В.Мурычев отметил, что она в 2012г. развивалась менее динамично, чем ожидалось. По предварительным данным, прирост ВВП составил в истекшем году 3,4% против 4,3% в 2011г.

Согласно предварительным итогам, в 2012г. объем инвестиций в основной капитал, не говоря уже о темпах роста, так и не вышел на докризисный уровень. Одновременно наблюдается усиление дефицита рабочей силы, который проявляется в снижении безработицы по методологии МОТ до уровня ниже 6% на фоне продолжающегося миграционного притока. А.В.Мурычев считает, что наиболее вероятным является «инерционный» вариант развития отечественной экономики, ориентированный на приоритетную поддержку государством отраслей добывающей промышленности.

Совокупные активы российского банковского сектора, хотя и росли достаточно высокими по мировым меркам темпами (на 18,9%), но уступили аналогичному показателю, достигнутому в 2011г. (23,1%). Торможение темпов прироста совокупного кредитного портфеля было обусловлено более чем двукратным падением темпов корпоративного кредитования (за 2011г. они составляли 26%). В этой связи текущие тенденции развития банковской системы дают основания утверждать, что потенциал ее роста в сегменте корпоративного кредитования реализуется не в полной мере. Впечатляющими выглядят темпы наращивания объемов кредитования населения: на 35,9% в 2011 и на 39,4% в 2012гг. При этом особенно высокими были темпы роста выдачи гражданам необеспеченных ссуд, прирост которых в истекшем году, по данным Банка России, составил 53% .

Смещение активности банков в сторону сегмента высокорискового кредитования и ужесточение пруденциальных требований усиливают нагрузку на капитал кредитных организаций. В 2013г. при сохранении нынешних темпов роста капитальной базы и прогнозируемом регулятором приросте активов банков, норматив достаточности собственных средств может вплотную приблизится к своему минимально допустимому значению. Этому также будет способствовать реализация в российском банковском регулировании новых международных требований к капиталу, которые вносят изменения в расчет величины и достаточности капитала в соответствии с Базелем III.

Сохраняется острота проблемы ликвидности, свидетельством чему является продолжающееся расширение объемов рефинансирования: за 2012 год задолженность банковского сектора перед Банком России увеличилась более чем в 2 раза и составила 2,7 трлн. руб.

Поделитесь