Состоялось обсуждение результатов исследования «Роль государственной железнодорожной монополии в процессах государственного управления хозяйственным комплексом Российской Федерации»

© Пресс-служба РСПП

Прошедшее 15 марта заседание Комитета РСПП по инвестиционной политике и государственно-частному партнерству было посвящено параметрам структурной реформы на железнодорожном транспорте.

В рамках заседания были заслушаны экспертные мнения по следующим вопросам:
- Насколько важно для национальной экономики наличие государственной компании, охватывающей весь комплекс железнодорожных перевозок?
- Каким должен быть механизм государственного управления развитием в сфере железнодорожного транспорта?
- Насколько необходимо сохранения единства инфраструктуры и локомотивной тяги, создания «Второй грузовой компании»?

По итогам обсуждения эксперты пришли к мнению, что ОАО «РЖД», как железнодорожная компания-монополист, обеспечивает оптимальные условия для государственного регулирования хозяйственного комплекса, как с точки зрения решения вопросов безопасности, так и с точки зрения влияния на совокупные транспортные издержки, а целевая модель железнодорожной отрасли, предложенная ОАО «РЖД», на сегодняшний день максимально отвечает требованиям текущей ситуации.

Большинство участников заседания сошлись во мнении, что разделение инфраструктуры и локомотивной тяги будет иметь негативный эффект для экономики страны в целом и значительно снизит возможности для привлечения внебюджетного финансирования отраслевых инфраструктурных проектов. При этом сохранение единого общесетевого перевозчика и единого парка грузовых локомотивов на базе ОАО «РЖД» позволит перейти к системе тарифного ценообразования на основе затрат на организацию конкретной перевозки. За счет использования экономии от эффекта масштаба и возможностей централизованного управления грузопотоками, возможность ограничивать рост тарифа будет сохранена.

Также в ходе заседания был рассмотрен вопрос необходимости формирования ОАО «Вторая грузовая компания». Большинство участников поддержали эту инициативу, подчеркнув, что продажа блокирующего пакета акций ОАО «Вторая грузовая компания» частным инвесторам позволит создать второго общефедерального игрока, способного составить конкуренцию «Первой грузовой компании» в масштабе «вся Россия» и привлечь значительные финансовые ресурсы для обновления основных фондов.

Кроме того, эксперты отметили позитивные результаты проведения структурной реформы и подчеркнули, что динамичное развитие железнодорожного транспорта создает мультипликативный эффект во многих смежных отраслях российской экономики, в том числе и высокотехнологичных.

«Территориальная расположенность и протяженность РФ обуславливает уникальность роли железнодорожной отрасли в экономике. Развитие этой отрасли - это долгосрочная задача национального масштаба, требующая взвешенного и профессионального подхода, - отметил Сопредседатель Комитета РСПП по инвестиционной политике и ГЧП Игорь Вдовин. – Сохранение единства инфраструктуры и локомотивной тяги, а также создание ОАО «ВГК» - наиболее дискуссионные на сегодняшний день вопросы, требующие экспертной оценки. От того, по какому пути будет идти реформа, зависит не только будущее участников отрасли, но и стратегическая и экономическая безопасность страны. Именно поэтому в проведении исследования приняли участие ведущая экономическая школа и крупнейшее объединение представителей бизнеса и промышленности страны. Тот факт, что мнения экспертов совпали, на мой взгляд, показательно».

Поделитесь