8 ноября 2018 года состоялось заседание Комиссий РСПП по банкам и банковской деятельности. Основной вопрос заседания: «Об использовании инструментов банковского регулирования для расширения кредитования российской экономики». Вел заседание А.В.Мурычев, исполнительный вице-президент РСПП, сопредседатель Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности.
Открывая заседание А.В.Мурычев сказал, что с учетом того как развивается ситуация в экономике, вероятностью появления новых санкций против России, вопрос, вынесенный на обсуждение, сегодня приобретает стратегическую актуальность. Санкционный удар может коснуться и банков, поэтому регулирование их деятельности со стороны Банка России, правительства будет играть важную роль для расширения кредитования экономики и достижения заявленных темпов роста экономики и банковской системы. При обсуждении вопроса мы должны выработать конструктивные предложения в адрес регуляторов по смягчению регулирования и исключению его избыточности.
А.В.Мурычев кратко прокомментировал доклад Банка России для общественных консультаций «Стимулирующее банковское регулирование». Банк России намерен изменить существующую парадигму банковского регулирования, сделав переход от «нейтрального» регулирования к принципу стимулирующего регулирования. Ключевой задачей новой парадигмы будет механизм «сдержек и противовесов», предполагающий «более четкое выделение каналов (факторов), посредством которых банковское регулирование может способствовать экономическому росту». А.В.Мурычев также проинформировал участников заседания о работе, которую проводит РСПП по содействию реализации приоритетных национальных проектов и новых инвестиционных проектов, разработке условий для привлечения частного бизнеса для их реализации.
С докладом на заседании выступил Г.А.Тосунян, президент Ассоциации российских банков, сопредседатель Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности. Учитывая, что важным направлением развития экономики России является развитие малого и среднего предпринимательства, и необходимость его опережающего кредитования, он сделал акцент на мерах по стимулированию банков для расширения кредитования субъектов МСП, которые можно экстраполировать на стимулирование кредитования и других субъектов экономики. В частности предлагается расширение доступа субъектов МСП к заемным ресурсам, снижение себестоимости выдачи небольших (до 5 млн рублей) кредитов, снижение коэффициента использования капитала для микробизнеса до 0,5; уменьшение коэффициента использования капитала банков под кредиты малого и среднего предпринимательства до 0,75 независимо от включения кредита в ПОС; включение банков с базовой лицензией в периметр государственной системы поддержки МСП (например, программа «6,5%» ЦБ РФ и Корпорации МСП); устранение конкуренции институтов развития и рыночных участников; зафиксировать право банка на получение, ведение и хранение досье клиента в электронном виде; разработать и утвердить подходы к процессу онлайн кредитования субъектов МСП, включая удаленную аутентификацию субъектов МСП. Сформировать «регулятивную песочницу» для апробации новых банковских подходов к кредитованию субъектов МСП, нацеленных на упрощение выдачи банками микрокредитов (в размере до 5 млн рубл) микропредприятиям.
Д.Ю.Олюнин, первый заместитель Председателя Правления-Президента Банка ВТБ отметил, что между жесткостью регулирования и темпами роста активов банков существует прямая связь, и избыточное регуляторное воздействие может стать существенным тормозом для наращивания кредитования реальной экономики. Он предложил увеличить сроки внедрения дополнительных требований (надбавок) к капиталу банков; применять рейтинги российских рейтинговых агентств для оценки кредитного качества контрагента и риск-весов; отменить заградительные нормы регулирования, не связанные с оценкой риска контрагента; использовать в регулировании, в том числе для расчета норматива краткосрочной ликвидности, фактических стат. данных по поведению клиентов российских банков вместо формальных критериев, основанных на практике иностранных банков; снизить коэффициент риска до 0% ко всем кредитным требованиям к суверенному долгу РФ и приравненным к нему обязательствам вне зависимости от валюты обязательства.
Д.Э.Гришанков, президент Рейтингового агентства «Эксперт РА», рассказал о применении рейтингов в регулировании. Он отметил, что после переформатирования рейтинговой отрасли кредитные рейтинги стали базовым инструментом банковского регулирования. Именно кредитный рейтинг является наиболее качественной оценкой кредитного риска. Сейчас рейтинг имеет уже подавляющее большинство рыночных банков. Политика регулятора – заменить «капитальные» требования (капитал долго рассматривался как косвенный эквивалент риска) на требования наличия рейтинга.
На заседании также выступили: М.В.Ершов, главный директор по финансовым исследованиям, руководитель Департамента финансового анализа Института энергетики и финансов; С.А.Андрюшин, ответственный секретарь Комиссии, главный научный сотрудник Института экономики РАН; В.В.Пивень, заместитель директора Группы рейтингов финансовых институтов АКРА; В.В.Прибытков, заместитель директора Департамента банковского регулирования Банка России.
В заключении обсуждения данного вопроса принято решение в течение недели обобщить все поступившие предложения и направить их в Правительство РФ и Банк России.
На заседании был рассмотрен вопрос «Внедрение удаленной идентификации на основе единой биометрической системы: риски и проблемы безопасности». Система биометрической удаленной идентификации внедрена в России с 30.06.2018 на основании Федерального закона от 31.12.2017 № 482-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Учитывая обязательность и высокую стоимость для банков внедрения сбора или обработки биометрических данных для удаленной идентификации, а также достаточно высокие темпы отзыва лицензий банков, создание рисков для мошеннических действий, принято решение подготовить предложения комиссии по внесению изменений в данный закон.
Презентации: