29 сентября 2021 г. в формате видеоконференции состоялось очередное заседание Комиссии РСПП по электроэнергетике. Открыл и вёл заседание член Бюро Правления РСПП, председатель совета директоров Группа компаний «ЕСН», председатель Комиссии Григорий Берёзкин.
Основной темой для рассмотрения на заседании стал вопрос пересмотра по инициативе Минэнерго России модели оптового рынка мощности, а также перенос срока проведения конкурентного отбора мощности и отбора проектов модернизации генерирующего оборудования тепловых электрических станций.
С докладами по данному вопросу выступили:
- Максимов Андрей Геннадьевич, директор департамента развития электроэнергетики Минэнерго России;
- Опадчий Федор Юрьевич, председатель Правления АО «СО ЕЭС»;
- Усман Екатерина Юрьевна, заместитель председателя Правления Ассоциации «НП Совет рынка»;
- Вологжанин Дмитрий Евгеньевич, директор Ассоциации «Совет производителей электроэнергии и стратегических инвесторов электроэнергетики»;
- Киселев Василий Николаевич, директор Ассоциации «Сообщество потребителей энергии».
Также в ходе заседания рассматривались анонсированные Минэнерго России планы по совершенствованию оптового рынка мощности. К основным нововведениям относятся:
- сокращение сроков отбора энергообъектов в рамках конкурентного отбора мощности (КОМ);
- пересмотр порядка определения величины спроса и предложения на мощность, порядок расчета коэффициентов резервирования в ценовых зонах в рамках КОМ;
- внедрение отдельных мер, направленных на повышение конкурентных преимуществ ТЭЦ при отборе в рамках программы модернизации;
- стимулирование перехода от паросиловых установок (ПСУ) к парогазовым (ПГУ) на основе отечественных разработок в рамках программы модернизации и др.
В ходе заседания представители Минэнерго России, Системного оператора и Ассоциации «НП Совет рынка» отметили, что перемены на рынке мощности назрели. Сокращение сроков проведения КОМ необходимо для более точного планирования спроса и предложения на мощность. Для этого необходимо разработать методики для более точного прогнозирования параметров функционирования энергосистемы. Другим фактором для сокращения сроков КОМ является стимулирование вывода из эксплуатации устаревшего генерирующего оборудования. В текущей ситуации наличие долгосрочных обязательств на рынке мощности и наличие штрафов за их невыполнение приводит к тому, что собственник оборудования вынужден эксплуатировать нерентабельное оборудование в течении длительного времени.
Изменения параметров программы модернизации генерирующего оборудования и повышение конкурентных преимуществ ТЭЦ при отборе обусловлены небольшим процентом проектов, в которых участвуют ТЭЦ в настоящее время, относительно иных проектов программы. Учитывая большую долю ТЭЦ в энергосистеме, а также технологические и экономические преимущества при комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, необходим пересмотр параметров отбора проектов модернизации.
Стимулирование перехода от паросиловых установок (ПСУ) к парогазовым (ПГУ) на основе отечественных разработок в рамках программы модернизации направлено, в первую очередь, на поддержку развития передовых технологий в отечественном машиностроении. Другим немаловажным фактором является новая мировая климатическая повестка. Переход на чистые технологии на основе ПГУ является ответом на глобальные вызовы.
В итоге предложение Минэнерго России заключается в следующем: сокращение до 4 лет сроков отбора энергообъектов в КОМ и сокращение сроков отбора проектов модернизации на 5 лет вместо текущих 6 лет. Ближайшие отборы предлагается перенести на 2023 год. До этого времени проработать изменения в нормативную базу для реализации описанных выше механизмов.
Представителем генерирующих компаний высказана позиция о том, что пересмотр программы модернизации и сроков проведения отборов через несколько лет после ее запуска является негативным фактором для инвестиционной привлекательности отрасли. Снижение сроков при отборе проектов модернизации может привести к невозможности реализации крупных проектов. Пауза в отборах может негативно сказаться на заказах энергомашиностроителей и повлиять на сокращение темпов производства оборудования. Исходя из сказанного, предложения генерирующих компаний заключаются в сокращении, но до 5 лет, сроков отбора КОМ, и сохранении действующих сроков отбора проектов модернизации. Ближайшие отборы следует провести в 2022 году.
Представитель потребителей электрической энергии поддержал инициативу в части необходимости совершенствования механизмов перспективного планирования. Также поддержано предложение Минэнерго России о паузе перед следующими отборами для проработки нормативной базы. При этом изменения должны носить более системный характер. Необходимы нормы, которые бы стимулировали собственников генерирующего оборудования проводить работы по модернизации за счет собственных средств без специальных «нерыночных» надбавок к цене на мощность.
По итогам заседания было отмечено, что с учетом высказанных мнений рассматриваемый вопрос является системным и сложным для субъектов отрасли. Чтобы выработать позицию, необходим анализ влияния данных инициатив на участников рынка. Минэнерго России согласилось в ближайшее время провести такой анализ и представить результаты в Комиссию. После этого Комиссия вернётся к вопросу для выработки позиции РСПП.