Состоялось очередное заседание Комитета РСПП по рынку труда и социальному партнерству

14 апреля 2024 года на заседании Комитета РСПП по рынку труда и социальному партнерству под руководством Председателя Комитета с участием представителей государственных органов  исполнительной власти обсуждены ключевые вопросы, касающиеся позиции Комитета по проекту федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской федерации» (в части контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений также в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права) и другие важные темы -

-О кадровом обеспечении организаций молодыми специалистами по договорам целевого обучения.

-О выполнении работодателями квоты для приема на работу инвалидов.   

-О Правилах по охране труда при работах в особых условиях микроклимата в рабочей зоне и воздействия неблагоприятных гидрометеорологических и опасных природных явлений.

-О технических сбоях в работе Единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда.

Приняты решения –

По первому вопросу, проводить дальнейшие консультации с учетом следующих общих подходов:

Необходимо сохранить разделение предмета контроля сторонами соглашений и государственного контроля;

добровольно принятые на себя обязательства работодателя не являются обязательными требованиями и не могут быть самостоятельным предметом государственного контроля (надзора);

федеральный государственный контроль (надзор) должен быть ограничен лишь исполнением обязательств работодателя перед работниками по соглашениям, установление которых соглашениями предусмотрено статьями частей I, III и IV Трудового кодекса;

контрольно-надзорные мероприятия проводятся только на основании заявлений, поступивших в федеральную инспекцию труда и (или) ее территориальные органы;

проверочные листы в целях проведения контрольно-надзорных мероприятий разрабатываются при участии и с учетом мнения социальных партнеров;

ответственность за нарушение или невыполнение коллективных договоров и соглашений должна предусматривать ответственность сторон социального партнерства на паритетной основе в соответствии со статьей 55 Трудового кодекса.

Отмечены замечания по законопроекту:

в части первой статьи 51 Трудового кодекса сохраняется действующая норма о контроле за выполнением коллективного договора, соглашения, в том числе, соответствующими органами по труду, которая вносит правовую неопределенность в части определения органов государственного контроля за коллективными договорами и соглашениями;

в части второй статьи 51 Трудового кодекса в проектируемой редакции, дублируются положения о контроле за коллективными договорами и соглашениями, указанные соответственно в статьях 41 и 46 Трудового кодекса.

Подготовить и направить общие подходы по дальнейшим консультациям в:

– в рабочую группу Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов по совершенствованию трудового законодательства и законодательства о занятости населения в Российской Федерации;

– в Минтруд России, Минэкономразвития России, Роструд.

По второму вопросу подготовить обращение РСПП в Министерство образования и науки РФ и Министерство просвещения РФ предоставить в РСПП актуальную редакцию проекта Постановления Правительства Российской Федерации «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования» для рассмотрения и подготовки предложений.

По третьему вопросу отмечена целесообразность доработать проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке выполнения работодателями квоты для приема на работу инвалидов» по следующим направлениям

-        расширение перечня случаев, при наступлении которых работодатель освобождается от выполнения установленной ему квоты для приема на работу инвалидов (например, отсутствие на рынке труда инвалидов необходимого количества и (или) квалификации; отсутствие инвалидов, направленных органами службы занятости для трудоустройства у работодателя);

-        предложение иных форм выполнения квоты для приема на работу инвалидов, помимо заключения бессрочного трудового договора (например, заключение срочного трудового договора для инвалидов со значительной степенью утраты трудоспособности, ученического договора);

-        придание порядку заключения соглашений и форме такого соглашения более рамочного характера;

-        проведение редакционной доработки норм проекта постановления с целью приведения их в соответствие с законодательством в сфере занятости.

Проработать вопрос о внесении в часть первую статьи 59 Трудового Кодекса РФ изменений и дополнений, предусматривающих основание для заключения с инвалидами, особенно со значительной степенью утраты трудоспособности (I и II групп), срочного трудового договора.

Привести в соответствие с действующим законодательством мониторинг занятости инвалидов, осуществляемый в соответствие с Приказом Минтруда России от 28.06.2921 № 425 (в части форм № 10, № 11 и № 12). Используемые в мониторинге термины приводят к противоречивым результатам, которые не сопоставимы с данными Росстата о численности работающих инвалидов.

По четвертому вопросу отмечена невозможность согласования проекта Правил в качестве нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, который требует существенной доработки.

По пятому вопросу о технических сбоях в работе Единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда Комитет предложил Минтруду России совместно с Рострудом, Социальным фондом России, а также другими пользователями ЕИСОТ, в том числе социальными партнерами, установить и юридически закрепить факт потери данных, связанных со сбоями в работе ЕИСОТ для учёта во время реализации юридически значимых действий.

Поделитесь