Прошло очередное заседание Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия. Оно вызвало очень большой интерес у представителей промышленности. На заседании присутствовали члены Комитета, представители федеральных органов исполнительной и законодательной власти, руководители ассоциаций и компаний, научных организаций, эксперты. Зал в здании РСПП на Котельнической набережной не смог вместить всех желающих принять участие в мероприятии. В Москву приехали представители промышленности из Санкт-Петербурга, Калининграда, Казани, Липецка, других городов, а также из Республики Казахстан. Это было обусловлено, прежде всего, повесткой дня заседания, предусматривающей обсуждение наиболее актуальных на сегодняшний день вопросов, реформы технического регулирования. В то же время, сама реформа, связанные с ней события, которые в той или иной степени касаются каждого предприятия, вызывают все больший интерес в бизнес-сообществе.
В настоящее время ход реформы технического регулирования, и, соответственно, основные направления работы Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия определяются, в первую очередь, задачами, вытекающими из решений Комиссии по модернизации при Президенте РФ, принятых 20 января 2010 года в Липецке, а также насущной необходимостью формирования единой системы технического регулирования стран Таможенного союза. Об этом сказал, открывая заседание, Первый заместитель Руководителя Комитета А.Н.Лоцманов.
По первому вопросу повестки дня - обсуждению проекта федерального закона "О внесении изменений в федеральный закон "О техническом регулировании", подготовленного в соответствии с решениями Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, состоявшейся 20 января 2010 года в г.Липецке - с докладом выступил Директор Департамента государственной политики в области технического регулирования и обеспечения единства измерений Министерства промышленности и торговли РФ В.Б.Бойцов.
Он подробно остановился на основных положениях законопроекта, в частности, отметив, что в целях обеспечения применения европейских принципов «Нового подхода» при установлении обязательных требований в законопроекте предлагается закрепить установление обобщенных требований к безопасности в технических регламентах. Требования обеспечить соблюдение конкретных норм будут содержаться непосредственно в стандартах. Законопроект предполагает дополнить требования технического регулирования принципом свободы выбора заявителем документов по стандартизации, подтверждающих соответствие требованиям технических регламентов, а также обеспечение условий для взаимного признания результатов подтверждения соответствия и результатов исследований и испытаний.
Законопроектом предусмотрено применение модульных схем подтверждения соответствия, основанных на модульном подходе, применяемом в ЕС. То есть, сделан принципиальный шаг по сближению нашего законодательства в сфере технического регулирования с европейским.
В рамках создания единой национальной системы аккредитации в духе международных и европейских принципов и подходов законопроектом предполагается закрепить за Правительством РФ полномочия по определению органа, выполняющего функции национального органа по аккредитации. Законопроектом также утверждена норма подтверждения соответствия инновационной продукции. Изготовитель впервые выпускаемой в обращение продукции, подлежащей обязательной сертификации, вправе осуществлять декларирование ее соответствия на основе собственных доказательств. Вводится понятие «предварительный национальный стандарт». По мнению докладчика, это создает предпосылки, как для обновления базы стандартов, так и для принятия новых документов по стандартизации.
Заместитель Руководителя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, член Рабочей группы Правительства РФ по разработке законопроекта А.В.Зубихин в своем выступлении развил и дополнил ряд тезисов, содержащихся в предыдущем докладе. Он, в частности, рассказал о причинах и возможных последствиях введения понятия «предварительный стандарт».
А.В.Зубихин также подробно остановился на проблеме разделения сфер действия федеральных законов «О техническом регулировании» и «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Подобное разграничение предусмотрено в обсуждаемом законопроекте. По мнению докладчика, закон «О промышленной безопасности» сегодня не отвечает требованиям времени. А.В.Зубихин рассказал о работе, проводимой Комитетом РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия с целью выявить основные направления совершенствования данного закона. В частности, в настоящее время Комитетом подготовлен проект Концепции законопроекта «О внесении изменений в ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Планируется продолжить работу в этом направлении совместно с недавно созданным в РСПП Комитетом по экологической, промышленной и технологической безопасности. Силами двух Комитетов, а также Института развития промышленности планируется подготовить подобный законопроект, отражающий консолидированную точку зрения по данной проблеме РСПП, всего промышленного сообщества.
А.В.Зубихин рассказал об основных, концептуальных предложениях по внесению изменений в закон «О промышленной безопасности», сформулированных на основе анкетирования представителей промышленности, проведенного Комитетом РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия совместно с Институтом развития промышленности.
В обсуждении первого вопроса повестки дня принял участие Заместитель сопредседателя Комитета РСПП по экологической, промышленной и технологической безопасности Е.В.Брагин.
Он подробно остановился на проблеме соотношения вопросов промышленной безопасности и технического регулирования.
Изначально вопросы промышленной безопасности входили в сферу действия закона «О техническом регулировании». Поправки в закон, сделанные в 2007 году, исключили эти вопросы из сферы действия закона и оставили их как бы в «подвешенном» состоянии. При этом за основу было принято определение технического регламента, взятое из документов ВТО, то есть, исключительно торговой организации, для которой важна, в первую очередь, конечно, продукция, но никак не безопасность процессов. Вследствие этого решения была полностью остановлена разработка технических регламентов в сфере промышленной безопасности. Решение вопроса о разграничении сфер деятельности законов «О техническом регулировании» и «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» было остановлено именно в мае 2007 года. По мнению докладчика, предлагаемые поправки в закон «О техническом регулировании» этой ключевой проблемы не решают, направлены, прежде всего, на консервацию сложившейся системы. И тем самым не позволяют выполнить пункт поручений Президента РФ, данных по итогам совещания в Липецке. А именно – представить предложения по законодательному совершенствованию порядка и реализации требований по совершенствованию безопасности работ, услуг и процессов, не относящихся к сфере технического регулирования.
В своем выступлении Е.В.Брагин рассмотрел также вопрос отношения к техническим регламентам, как к аналогам европейских директив.
Он сказал: «Как вы помните, первоначальная редакция закона «О техническом регулировании» требовала, чтобы технические регламенты устанавливали «конкретные и исчерпывающие» требования. Теперь речь идет об «обобщенных». Главный аргумент этого, который сегодня неоднократно озвучивался – приближение к опыту ЕС, где в некоторых директивах как раз и даны как бы самые общие цели, то есть, обобщенные требования. Но важно при этом отметить массу директив и регламентов, которые содержат и нормы прямого действия».
По мнению докладчика, с поправкой в закон, окончательно легализующей обобщенные требования, соглашаться нельзя. В предлагаемом виде законопроект о внесении поправок в закон создает чрезмерные риски для российских предпринимателей. И поддерживать его в этом виде от имени РСПП нецелесообразно.
В то же время, он считает необходимым поддержать мнение Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия и ограничить сферу действия закона «О техническом регулировании» вопросами безопасности продукции. «Только сделать это нужно четко и радикально».
По второму вопросу повестки дня – «О создании единой системы аккредитации в России» выступил Председатель Совета по аккредитации при Комитете РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия А.Д.Дейнеко. Он рассказал об истории вопроса, сегодняшнем состоянии дел в области развития системы аккредитации в России, перспективах ее развития, сближения с передовой мировой практикой в данной сфере.
Он, в частности, отметил, тот положительный факт, что обсуждаемые на заседании изменения в закон вводят понятие национального органа РФ по аккредитации, а также то, что главным критерием при аккредитации признается соответствие международным стандартам. Это – большой шаг вперед.
А.Д.Дейнеко проанализировал опыт создания единой системы аккредитации в Республике Казахстан и в Республике Беларусь, отметив, что наши партнеры по Таможенному союзу добились значительных успехов в этой работе.
Докладчик отметил, что сегодня налажено плодотворное взаимодействие Совета по аккредитации и Минэкономразвития РФ. Подготовлена «дорожная карта» создания единой системы аккредитации, которая предусматривает, в первую очередь, внесение необходимых изменений в ФЗ «О техническом регулировании», а также объединение функций по аккредитации в едином органе. Решено, что на первом этапе это будет одна из государственных структур. Следующим шагом станет принятие закона «Об аккредитации», который должен соответствовать международным нормам. И, наконец, накопив опыт, через 2-3 года функции национального органа по аккредитации будут переданы некоммерческой организации. Принципиальное решение по этому вопросу уже принято. «Это, на наш взгляд, обеспечит самый главный для функционирования такого органа принцип – независимость», - подчеркнул А.Д.Дейнеко.
Обсуждение проекта «Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации» открыл В.Б.Бойцов
В своем докладе он рассказал об истории подготовки данного соглашения, его основных положениях, его основных целях. Докладчик подчеркнул, что Соглашение предусматривает в целях обеспечения принятия единых технических регламентов Таможенного союза, передачу на наднациональный уровень вопросов установления обязательных требований в отношении продукции, обращение которой происходит на территории Таможенного союза, применение на его территории единых технических регламентов, которые принимаются решением Комиссии Таможенного союза. Они принимаются по ускоренной процедуре, в том числе, и на основании проектов технических регламентов, которые были подготовлены в рамках работы экспертных групп на площадке ЕврАзЭС. Соглашением предусматривается прямое действие этих регламентов на территории государств, входящих в Таможенный союз. Предусматривается также утверждение Комиссией единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования.
Заместитель Генерального директора РГП «Казахстанский институт стандартизации и сертификации» Д.Б.Сутемгенов подробно рассказал о разработке «Стратегии единой системы технического регулирования стран Таможенного союза». Сформирована структура стратегии, которая предусматривает 8 разделов, включая ее основные принципы, цели и задачи и т.д. В стратегии представлен анализ современной ситуации, отражающий, в частности, передовой международный опыт.
Сегодня необходимо, в первую очередь, сосредоточиться на административном устройстве системы технического регулирования, включая вопросы аккредитации и стандартизации. Также основной задачей стратегии является гармонизация законодательства сторон в области технического регулирования. Сегодня в рамках Таможенного союза создана рабочая группа, которая вырабатывает основные принципы формирования ответственности бизнеса. В ЕС очень четко и жестко прописаны именно вопросы ответственности. В наших странах, к сожалению, этого пока нет. Также необходимо решить вопрос формирования требований к продукции в процессе ее производства и обращения на рынке. Сегодня, анализируя подходы в области подтверждения соответствия, нужно отметить определенные отличия к этим подходам в наших странах. Поэтому, опираясь на международный опыт, мы должны выстроить четкий механизм подтверждения соответствия.
Если говорить об основных направлениях развития, то это, прежде всего, снижение административного давления на бизнес путем уменьшения номенклатуры объектов, подлежащих обязательной регламентации. Но здесь нужно учитывать степень риска по каждой отдельно взятой группе продукции. Далее – снижение административного воздействия на рынок и повышение ответственности производителей и поставщиков продукции. Кроме того, важным направлением является создание единой системы стандартов для Таможенного союза. При этом должны учитываться и накопленный опыт трех сторон, и передовая мировая практика.
Следующая задача – формирование единых подходов при проведении оценки соответствия продукции. Кроме того, важным элементом стратегии является реструктуризация всех элементов аккредитации.
Докладчик также кратко рассказал об основных направлениях работы по обсуждаемым вопросам, которая ведется сегодня в Казахстане.
На заседании выступил Директор Департамента технического регулирования «Национального объединения саморегулируемых организаций в строительстве» С.В. Пугачев.
По его мнению, одним из основных вопросов сегодня является поиск путей гармонизации законодательства по техническому регулированию в рамках Таможенного союза. Он сказал: «Мы обсуждали изменения в закон «О техническом регулировании», которые все дальше и дальше уводят нас и от соответствующего закона Республики Казахстан и от закона Республики Беларусь. Более того, если мы вспомним совещание в Липецке, то в его протоколе говорится, что нужно переходить на разработку технических регламентов Нового и Глобального подходов. После принятия тех изменений, которые сегодня обсуждаются, мы уходим еще дальше от принципов этого подхода. Что предполагает Новый подход? Наличие обобщенных требований в техническом регламенте. Но в европейском законодательстве также введен институт нотифицированных органов, которые реализуют существенные принципы. Там в целом ряде директив, в том числе – по строительной продукции – есть руководство по переходу от обобщенных требований к конкретным числовым значениям. Они обучают, объясняют, как интерпретировать эти требования, когда кто-то применяет не стандарты, которые уже существуют, а другие документы. Есть ряд четко отработанных процедур, которые позволяют успешно применять этот Новый подход. Мы, приняв в 2007 году изменения в закон, не пошли дальше и не сделали, к сожалению, того, о чем я сейчас говорю. Более того – мы пошли в противоположном направлении. Если вы откроете документы Еврокомиссии, то вы не найдете никаких других документов, кроме европейских стандартов. Это стандарты, которые четко установлены по мандату Европейской комиссии. Там ситуация полностью находится под контролем европейских законодателей. У нас же изменения, которые были приняты в декабре прошлого года, уже ввели европейские стандарты, которые находятся вне нашей юрисдикции. Мы не можем поменять там ни одной буквы, не влияем на принятие решений. Предлагаемыми сегодня изменениями мы идем еще дальше. Мы вводим предстандарты и стандарты организаций. Это полностью противоречит европейской практике, потому что там доказательной базой являются стандарты, которые прошли широкое публичное обсуждение и которые можно применять в обязательных целях. А стандарты организаций не проходят никакой публичной процедуры, никакой экспертизы.
В ЕС применяется специальная процедура оценки соответствия для инновационной продукции. Мы же сейчас вводим изменения в закон, полностью уходим при этом от сертификации. Для впервые выпускаемой в обращение продукции предусмотрено декларирование соответствия. Но понятие «новая продукция» сейчас совершенно не ясно.
Нельзя использовать новые строительные материалы без испытаний. В Европе в таких случаях предусмотрена четкая процедура оценки технической пригодности. Это принципиальнейший момент. Мы говорим о том, что будет являться доказательной базой, как и кем будет проводиться доказательство, если речь идет о документах, не относящихся к гармонизированным стандартам».
Докладчик предложил вывести из-под действия Соглашения здания и сооружения. Сделать это сегодня еще не поздно. Он также предложил внимательно рассмотреть, еще раз обсудить предлагаемые поправки в закон «О техническом регулировании». Многие из поправок вызывают сегодня вопросы. Возможности для такого обсуждения сегодня также имеются.
По четвертому вопросу повестки дня выступил А.Н.Лоцманов. Он рассказал о работе Комитета по формированию состава экспертного совета при Комиссии Таможенного Союза для экспертизы проектов технических регламентов.
В обсуждении также приняли участие представитель ССЖД Д.С.Филиппов, руководитель рабочей группы «Деловой России» по техническому регулированию С.П.Шалин, Г.Н.Еремин – начальник технического управления ОАО «НЛМК», А.Н.Курский – заместитель руководителя аппарата Комитета ГД по строительству и земельным отношениям и другие.
Участники заседания обсудили и единогласно приняли проект решения.