Состоялось совместное заседание Комиссии РСПП по машиностроению и Координационного совета отделений РСПП в Сибирском федеральном округе

10 июля 2015 года в рамках Международной промышленной выставки «ИННОПРОМ-2015» состоялось совместное заседание Комиссии РСПП по машиностроению и Координационного совета отделений РСПП в Сибирском федеральном посвященное обсуждению законопроекта «О профессиональных инженерах в Российской Федерации».

В заседании приняли участие члены Комиссии РСПП по машиностроению, Координационного совета отделений РСПП в СФО, представители Национальной палаты инженеров, ГК «РОСАТОМ», Высшей инженерной школы Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, проектных организаций и бюро, крупных предприятий, банков развития, эксперты и корреспонденты ведущих изданий.

Открывая заседание, Владимир Сметана, заместитель председателя Комиссии РСПП по машиностроению отметил, что концепцию законопроекта профессиональное сообщество обсуждало с 2013-го года, было проведено около 30-ти заседаний и слушаний по данному вопросу на отраслевых и федеральных площадках, в том числе в РСПП, Государственной Думе, Совете Федерации.

Игорь Мещерин, президент Национальной палаты инженеров России в своем докладе обратил внимание, что профессиональным сообществом давно отмечаются пробелы, препятствующие развитию инженерного дела в России, в частности высшая школа перешла на выпуск бакалавров и магистров, а механизм присвоения квалификации инженера не создан. Российская модель саморегулирования инженерного дела не совместима с моделью, принятой в странах ВТО. По мнению разработчиков законопроекта, «профессиональный инженер» должен иметь авторские права на создаваемые инженерные решения, проекты и объекты. Кроме того, «профессиональный инженер» должен нести гражданскую, административную и уголовную ответственность за последствия своей деятельности. Палаты инженеров предлагается формировать по региональному признаку и проводить аттестацию и сертификацию в субъекте.

«Многие считают, что квалификация присваивается инженеру в момент выдачи диплома о высшем образовании. А ведь в советский период действовала система распределения, был даже термин «подтверждение диплома». Для того, чтобы занимать ответственные должности молодому специалисту следует поработать под руководством наставника, набраться опыта и сдать квалификационный экзамен на соответствие требованиям профессионального Стандарта инженера», подчеркнул в своем докладе Аркадий Чернецкий, член Совета Федерации, член Временной комиссии по вопросам развития законодательства РФ об инженерной и инжиниринговой деятельности.

Разработчики отмечают, что принятие закона будет содействовать развитию в стране современной системы инженерно-технического образования специалистов, улучшит условия для деловой активности в области проектирования, конструкторских работ и других видов инженерной (инжиниринговой) деятельности и создаст благоприятную среду для создания и внедрения новых отечественных технологий.

Для крупных компаний потребность в инженерах будет расти, ведь в планах стоит реализация глобальных проектов, для исполнения которых нужны компетенции. Валерий Тропин, представитель ГК «РОСАТОМ», отметил, «в дорожной карте сооружений АЭС в России запланировано возвести 16 энергоблоков до 2027 года, а за рубежом - 38 энергоблоков до 2030 года. Для строительства новых блоков АЭС необходимо подготовить около 4600 квалифицированных инженеров».

Высшая школа поддерживает дополнительную подготовку кадров, ведь университеты дают базовые знания, а в связи с переходом на Болонскую систему образования «бакалавр-магистр», трудно оценить компетенции выпускаемых специалистов. Об этом в своем выступлении говорил Олег Ребрин, директор Высшей инженерной школы Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н.Ельцина.

Свои заключения на законопроект и практические рекомендации высказали Александр Вронец, генеральный директор СРО НП «ПроектСвязьТелеком», Владимир Грачев, директор проектного бюро «Грачев и Партнеры», Дмитрий Шейбе, Генеральный директор ООО «ВЭБ Инжиниринг», Дарьяна Мурикович, специальный представитель ОАО «Научно-производственное объединение «Уралвагонзавод» и другие представители профессионального сообщества.

Подводя итоги заседания, Владимир Сметана отметил, что законопроект требует доработки, но профессиональному сообществу принятие закона необходимо. Важно в первую очередь повысить не только статус профессии инженера, но и компетенции самих специалистов, ведь от работы зависит не только успешная деятельность предприятий и заводов, но и безопасность граждан. Такое понимание в обществе есть, разработчикам и профессионалам предстоит плодотворная работа. Члены Координационного совета отделений РСПП в СФО и Комиссия РСПП по машиностроению продолжат совместную работу по данному вопросу.

По материалам Комиссии РСПП по машиностроению

Поделитесь