Состоялось совместное заседание Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям, НП «Совет производителей энергии» и Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности

© Комитет по энергетической политике и энергоэффективности

5 июля 2011 года состоялось совместное заседание Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям, НП «Совет производителей энергии» и Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности на тему «Итоги первого года реализации Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Высокая степень износа основных фондов в сфере теплоснабжения, их моральное устаревание приводит к низкой эффективности работы теплоснабжающих организаций, снижает качество теплоснабжения. Такая ситуация влияет на платежеспособность потребителей и дальнейший рост тарифов. В совокупности с ростом цен на топливо и другие ресурсы теплоснабжающие организации становятся «планово-убыточными».

Хронические неплатежи потребителей и отсутствие механизмов взыскания задолженности приводят к тому, что даже при экономически обоснованном тарифе теплоснабжающие организации не имеют достаточных денежных средств для необходимого ремонта оборудования и реконструкции тепловых сетей и энергоисточников.

Без инвестиций к 2019 году в ряде российских регионов до 50 процентов сетей будут непригодны для транспорта тепловой энергии, что может привести к проблемам с надежным обеспечением горячим водоснабжением и теплом. Для привлечения инвестиций в сетевое хозяйство необходимо внедрение системы тарифообразования RAB, позволяющей получить гарантии возврата инвестиций, но недопускающей одномоментного резкого повышения стоимости тепловой энергии.

Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем. Одновременно в законе определены полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих и теплосетевых организаций.

Открыл заседание первый заместитель председателя Комиссии по естественным монополиям Совета Федерации ФС РФ Валентин Межевич: «Год назад был принят закон «О теплоснабжении. Сейчас мы имеем только два из 31 нормативно-правового акта. Нет системы требований к схемам теплоснабжения. Не утверждены правила готовности к отопительному сезону. Не определен орган, который принимает схемы теплоснабжения. Если не получим проекты ключевых документов до сентября, то год провалим»

Присутствовавшие на заседании представители ответственных за подготовку подзаконных актов министерств озвучили в своих докладах степень готовности документов.

В итоге, по состоянию на 5 июля 2011 г. принято два постановления Правительства Российской Федерации:

- от 12.02.2011 г. №70 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2003 г. N 674».

- от 21.02.2011 №97 «Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов».

Таким образом, необходимо принять еще 29 нормативных актов (Минрегион – 8, Минэнерго – 7, Минэкономразвития – 5, ФСТ – 8, ФАС России – 1), из них на текущий момент подготовлено и опубликовано на сайтах федеральных органов власти 8 проектов нормативных актов.

На данный момент для отрасли наиболее приоритетными являются:

- Основы ценообразования в сфере теплоснабжения;
- Методические указания по расчету тарифов в сфере теплоснабжения;
- Правила определения стоимости активов и инвестированного капитала;
- Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями;
- Порядок установления долгосрочных параметров регулирования тарифов в сфере теплоснабжения;
- Порядок согласования решений и порядок рассмотрения разногласий при установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
- Правила согласования и утверждения инвестиционных программ в сфере теплоснабжения;
- Порядок заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон;
- Порядок вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей;
- Правила организации теплоснабжения и правила подключения к системам теплоснабжения;
- Правила распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии;
- Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

Председатель Наблюдательного совета НП «Совет производителей энергии» Андрей Буренин в своем докладе основной акцент сделал на «слабых» местах в сфере теплоснабжения: «Полезный отпуск тепла с ТЭЦ продолжает сокращаться за счет загрузки котельных. Эта тревожная тенденция вытеснения наиболее эффективного способа выработки энергии - комбинированной генерации - обусловлена недостатками действующего тарифного регулирования»
По мнению А. Буренина, «разрабатываемые в настоящий момент НПА позволят задать приоритет для загрузки наиболее дешевых источников тепла через утверждение сбалансированных схем теплоснабжения, заложив основы для снижения тарифов».

Заместитель председателя Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности Юрий Станкевич проинформировал участников заседания о том, что за истекший год РСПП провел ряд мероприятий в субъектах Российской Федерации, посвященных реформе теплоснабжения и оценке предпринимаемых Правительством действий по развитию рыночных отношений в этой сфере. По итогам проведенных встреч стало понятно, что принятие закона «О теплоснабжении» пока не изменило ситуацию в целом. По-прежнему, наибольшую актуальность сохраняют вопросы установления долгосрочных тарифов, обеспечивающих для всех регулируемых организаций экономически обоснованную доходность инвестированного капитала, синхронизации процессов разработки и утверждения схем теплоснабжения, перекрестного субсидирования, сокращения дебиторской задолженности.

Региональным опытом поделились представители отделений РСПП Волгоградской, Кировской и Калужской областей.

По итогам заседания была сформировано решение, которое будет направлено в Правительство РФ.

Поделитесь