Съезд РСПП 25 апреля 2024 года

Состоялось совместное заседание рабочей группы проекта ВПП «Единая Россия» «Обеспечение безопасности при реализации крупных инфраструктурных и экономических проектов» и Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности

© Комитет по энергетической политике и энергоэффективности

17 декабря 2010 года в рамках II Международного энергетического форума состоялось совместное заседание рабочей группы проекта ВПП «Единая Россия» «Обеспечение безопасности при реализации крупных инфраструктурных и экономических проектов» и Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности на тему: «Технологическая модернизация как инструмент повышения безопасности инфраструктурных проектов».

Заседание прошло под председательством координатора Партийного проекта ВПП «Единая Россия», заместителя Председателя Государственной Думы РФ, Надежды Герасимовой.

Заместитель руководителя Росприроднадзора Сергей Моргунов отметил, что хозяйствующие субъекты недостаточно нацелены на охрану окружающей среды, а предприятиям, загрязняющим атмосферу, проще платить штрафы, нежели разрабатывать меры по защите экологии. Однако существуют и позитивные примеры взаимодействия с бизнесом в сфере охраны окружающей среды. Эксперт рассказал о заключенном недавно соглашении о сотрудничестве с компанией «Норильский никель».

Советник Президента РФ Александр Бедрицкий акцентировал внимание собравшихся на климатической составляющей в модернизации российской экономики, отметив, что более 50% загрязнения окружающей среды приходится на топливно-энергетический комплекс. Энергетический бизнес, по мнению эксперта, необходимо ориентировать на увеличение энергоэффективности и развитие возобновляемых источников энергии, для чего целесообразно использовать опыт передовых стран.

Статс-секретарь-заместитель Министра энергетики РФ Юрий Сентюрин проинформировал участников заседания о государственной политике в сфере энергосбережения, согласно которой энергоемкость ВВП должна быть снижена не менее чем на 40%. Среди основных проблем развития безопасности инфраструктурных проектов эксперт назвал износ тепловых и распределительных сетей, в связи с чем в планах Минэнерго РФ предусмотрено создание Департамента по энергетическому машиностроению.

Ответственный секретарь Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности – соорганизатора заседания Андрей Щербина ознакомил собравшихся с позицией бизнес-сообщества в части совершенствования законодательства в сфере развития и модернизации нефтегазового комплекса. На протяжении последних двух лет в Комитете функционирует временная рабочая группа, в которую вошли представители ведущих российских нефтегазовых компаний. Ими проведен анализ законодательства, который позволил сделать следующие выводы.

Во-первых, действующая нормативно-правовая база в области предупреждения, ликвидации аварийных ситуаций нуждается в реформировании, поскольку ее отставание сдерживает возможности роста энергетических компаний, внедрение передовых технологий и технических средств.

Во-вторых, законодательство больше ориентировано на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, а не на их предупреждение.

Также важной задачей является исключение или снижение до приемлемого для общества уровня рисков жизни и здоровью людей и загрязнения нефтью окружающей среды. РСПП исходит из того, что требования общества и государства к минимизации промышленного воздействия на окружающую среду должны основываться, прежде всего, на балансе приемлемого уровня безопасности и затрат на его обеспечение.

Кроме того, бизнес предлагает ввести критерии оценки риска возникновения аварийных ситуаций в сочетании с возможными объемами разливов нефти и нефтепродуктов.

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, председатель Подкомитета по природным ресурсам и недропользованию Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности Валерий Прозоровский посвятил свое выступление защите шельфа и внутренних морей при добыче и транспортировке нефти и нефтепродуктов. Он отметил, что действующая законодательная база сформирована в прошлом веке и «тормозит» модернизацию и инвестиционную привлекательность отечественных нефтегазовых проектов. Кроме того, по мнению эксперта, необходимо из законодательства исключить избыточные требования безопасности.
Валерий Прозоровский также отметил, что нефтяные компании сегодня активно осваивают шельф, в связи с чем необходимы изменения в соответствующей нормативной базе. «Минприроды РФ пошло по пути поправок в действующее законодательство, а нефтяники хотят отдельного закона по защите морей от загрязнений нефтью», - заявил эксперт.

Депутата Госдумы РФ поддержал начальник Департамента промышленной безопасности, экологии и научно-технических работ ОАО «ЛУКОЙЛ» Игорь Заикин. Он отметил, что перспектива развития нефтегазовой отрасли России будет зависеть от успешного освоения месторождений углеводородного сырья, расположенных в Заполярье, Восточной Сибири и Арктическом шельфе. Эти территории активного освоения являются особо экологически уязвимыми, требующими при освоении разведанных на них месторождений принципиально новых, нормативно закреплённых технических и организационных решений по обеспечению комплексной безопасности.
 
Необходимо отметить, что действующими нормативными документами, регламентирующими готовность нефтегазовых компаний к ликвидации чрезвычайных ситуаций, предъявляются одни и те же требования на всей территории Российской Федерации вне зависимости от места и условий их операционной деятельности.
 
Кроме того, на сегодняшний день в действующем законодательстве юридически не урегулированы организационные механизмы объединения имеющихся у нефтегазовых компаний сил и средств для ликвидации последствий крупномасштабных аварий. По-прежнему остаются открытыми вопросы координации действий хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти, как на этапе предупреждения, так и во время ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Первый заместитель начальника Национального Центра управления в кризисных ситуациях МЧС России Александр Рвачев согласился с высказанным мнением бизнеса, отметив, что приоритет МЧС России – это баланс добычи углеводородов и безопасности.
 
Начальник ФГУ ВНИИ ГОЧС МЧС России Валерий Акимов развил в своем докладе тему факторов риска в энергетике. По мнению эксперта, большая часть объектов ТЭК относится к категории опасных. Среди факторов риска Валерий Акимов назвал износ оборудования, недостаточные системы защиты, несоблюдение требований безопасности и низкий уровень дисциплины.
 
Председатель Рабочей группы при Президенте РАН по анализу риска и проблем безопасности Николай Махутов заявил, что в целях обеспечения безопасности при реализации инфраструктурных проектов необходимо создать региональную систему управления экологической и промышленной безопасностью под контролем власти субъектов Федерации.
Также на заседании выступили: заместитель директора Института экономики РАН Андрей Городецкий, заместитель директора по геологическому направлению Института Океанологии РАН им. П.П. Ширшова Леопольд Лобковский, директор АО «Национальный центр космических исследований и технологий» Национального Космического Агентства Республики Казахстан Жумабек Жантаев, директор Департамента бизнес-решений ООО «R-Style» Сергей Сериков и директор ТКЦ ИБРАЭ РАН Игорь Осипьянц.
 
По итогам заседания принята резолюция, предусматривающая проведение совместного совещания рабочей группы ВПП «Единая Россия» «Развитие систем обеспечения безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов» и Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности с участием Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы, МЧС России, Минэнерго России и заинтересованных нефтегазовых компаний в Ханты-Мансийском автономном округе.

Поделитесь