21 октября 2022 года в комбинированном формате состоялось заседание Экспертного совета при Координационном совете РСПП по вопросам цифровизации.
На заседании эксперты обсудили актуальные вопросы и дальнейшие этапы развития рынка цифровых финансовых активов, первые результаты их выпусков на российских цифровых платформах, а также соответствующие законодательные предложения в Федеральный закон от 31 июля 2020 года №259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон о ЦФА) и в Налоговый кодекс РФ.
Открывая заседание, председатель Экспертного совета, профессор Исследовательского центра частного права им. С.С Алексеева при Президенте РФ Антон Асосков отметил, что в результате проведенной за последние годы работы с участием экспертов РСПП многие предложения бизнес-сообщества были учтены и нашли своё отражение в поправках о «цифровых правах» в Гражданский кодекс РФ, в Законе о привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и в Законе о цифровых финансовых активах, который вступил в силу с 1 января 2021 года.
Представители российских платформ по цифровизации активов (Атомайз, Лайтхаус, Сбербанк) подчеркнули, что в России состоялись первые выпуски цифровых финансовых активов и в настоящее время формируется практика по способам и направлениям использования цифровых активов в хозяйственно-финансовой деятельности бизнеса.
При этом представители цифровых платформ отметили, что выпуск цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права (гибридные цифровые права - ГЦП), сейчас оказался затруднен, так как при их выпуске у эмитентов ЦФА возникает обязанность по уплате «авансового» НДС; на текущем этапе крайне важно создать налоговые стимулы для развития рынка ЦФА.
Управляющий партнер Findustrial Consulting Алевтина Камелькова, представила участникам заседания консолидированные регуляторные предложения, направленные на развитие рынка цифровых активов с учетом формирующейся на данном рынке практики. В частности, она отметила необходимость расширения активов профессиональных участников финансового рынка путем включения в состав их активов цифровых прав (ЦФА и ГЦП); важность закрепления на уровне Закона о ЦФА возможности прекращения обязательств путем предоставления взамен ЦФА на денежные требования (“зачет”) и дробления ЦФА/ГЦП, предоставление эмитенту цифровых прав возможности удовлетворять по своему усмотрению предложения о приобретении цифровых прав при их размещении (букбилдинг, выбор предложений по цене и ставке). Помимо этого, эксперт РСПП отметила крайнюю важность доступа к ликвидности на формирующемся рынке цифровых прав, для чего со стороны регулятора необходимо скорейшее формирование требований к обороту цифровых прав между ОИС, операторами обмена и инвестиционными платформами, а также утверждение возможности партнерского взаимодействия и интеграции ОИС с классическими игроками финансового рынка (банки, брокеры) посредством удаленных каналов (API).
Эксперты отметили, что РСПП принимал активное участие в формировании концептуальных подходов по налогообложению ЦФА, а также в подготовке предложений к федеральному закону, которым предусматривается определение особенностей налогообложения операций с цифровыми финансовыми активами, а также с цифровыми правами, включающими одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права (НДС, НДФЛ, налог на прибыль организаций). В результате были сняты налоговые барьеры для запуска проектов в области ЦФА.
Вместе с тем, принимая во внимание запрос от бизнеса, необходимо принять дополнительные регуляторные решения в налоговой сфере:
- пересмотреть подход к взиманию «авансового НДС» при выпуске цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права (гибридные цифровые права - ГЦП);
- предусмотреть новые меры, направленные на содействие дальнейшему становлению и развитию рынка цифровых активов:
- допустить на рынок ЦФА некоммерческие организации (НКО) и целевые капиталы и предоставить НКО возможность:
- без налоговых последствий приобретать ЦФА на средства пожертвований, целевым назначением которых будет являться инвестирование в ЦФА («цифровой эндаумент»), а также выпускать ЦФА для достижения своих уставных целей, используя для финансирования выплат по ЦФА имеющиеся у НКО целевые поступления;
- приобретать ЦФА в целевые капиталы, формируемые НКО в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года №275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;
- поддержать установление налоговой ставки 0 процентов по НДС в отношении реализации драгоценных металлов в слитках и (или) драгоценных камней Госхрану, Банку России, банкам и (или) физическим лицам во исполнение ГЦП, при условии, что эмитентом таких ГЦП является производитель драгоценных металлов и (или) лицо, осуществляющее добычу и обработку драгоценных камней, либо их взаимозависимые лица;
- выработать и закрепить в Налоговом кодексе РФ признаки ЦФА и ГЦП, финансовый результат от операций с которыми может учитываться в общей налоговой базе не только эмитентами, но и обладателями (например, ЦФА и ГЦП, привязанные к стоимости биржевых товаров и выпущенных производителями таких товаров).
По мнению экспертов РСПП, принятие дополнительных изменений в Налоговый кодекс РФ позволит расширить круг участников цифрового рынка и сделать этот рынок более востребованным для эмитентов и инвесторов.
Участники заседания отметили важность и конструктивность диалога между РСПП и Банком России по ключевым направлениям реализации Закона о ЦФА. Помимо этого, эксперты подчеркнули, что на площадке РСПП будет продолжена работа по подготовке предложений в целях совершенствования оборота цифровых активов и по мониторингу соответствующего правоприменительного опыта.