19 октября на Старой площади состоялось первое заседание Комиссии РСПП по финансовой индустрии в новом составе.
Заседание открыл и вел сопредседатель Комиссии, член Правления РСПП, Главный исполнительный директор по управлению бизнесом «Тройка Диалог» Жак Дер Мегредичян.
От РСПП в работе Комиссии принял участие Исполнительный вице- президент - Управляющий директор по взаимодействию с региональными и отраслевыми объединениями В.М.Черепов, который поздравил с назначением на должность сопредседателя Комиссии г-на Дер Мегредичяна и выразил уверенность в том, что в новом составе Комиссия будет активно работать, освещая актуальные вопросы отрасли.
В заседании приняли участие представители государственных органов власти, руководители и представители ведущих управляющих, финансовых и инвестиционных компаний, банков, профессиональных сообществ, в том числе: Р.А.Кокорев – заместитель директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России; Д.В.Гавриленко – ведущий экономист Департамента банковского регулирования и надзора Банка России; И.С.Семыкин – главный специалист-эксперт Департамента инвестиционной политики и развития ЧГП Минэкономразвития России; А.В.Лозовой – руководитель аппарата Президента ЗАО «ММВБ»; Р.Н.Шемендюк – Генеральный директор управляющей компании «КапиталЪ»; А.П.Бычков – Президент – генеральный директор ОАО «ИК РУСС-ИНВЕСТ»; А.Г.Гавриленко – Президент Российского биржевого союза и другие.
Тема заседания – вопросы налогообложения имущества, входящего в состав паевых инвестиционных фондов – на сегодня является одной из наиболее актуальных для индустрии, в связи с разработкой Правительством РФ законопроекта «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и в Закон о Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», и активно обсуждается всеми представителями финансового сообщества.
С основными докладами выступили: Д.Н.Александров – президент Национальной лиги управляющих – «О состоянии рынка закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости (ЗПИФН) и целесообразности введения налога на имущество, входящее в состав ЗПИФН; А.В.Тимофеев – Председатель правления НАУФОР – «О предложениях к законопроекту «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в Закон Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц».
После обсуждения докладов Д.Н.Александрова и А.В.Тимофеева, участники заседания, принципиально поддерживая обсуждаемый законопроект, отметили в нем ряд недостатков, требующих доработки, которые были зафиксированы в проекте решения заседания Комиссии:
• Законопроект не предусматривает различий в налогообложении налогом на имущество организаций и земельным налогом для имущества паевых инвестиционных фондов, аккумулирующих средства значительного количества инвесторов для инвестирования в недвижимость (рыночные фонды), и паевых инвестиционных фондов, используемых объекты недвижимости одним или нескольким пайщикам, упраздняя тем самым условия, стимулирующие развитие рыночных фондов, а также индустрии коллективных инвестиций;
• По сравнению с действующим порядком законопроект ухудшает налоговый режим по налогу на имущество организаций и земельному налогу для паевых фондов, осуществляющих строительство объектов недвижимости;
• Законопроект предусматривает обязанность управляющей компании осуществлять уплату налога на имущество организаций и земельного налога за счет собственных средств управляющей компании, что может привести к финансовой несостоятельности управляющих компаний по причине больших сумм налога, подлежащих уплате, и отсутствия легальных механизмов уплаты налогов (компенсации понесенных затрат по их уплате) за счет средств фонда.
Исходя из вышеизложенного, участники заседания Комиссии рекомендовали внести изменения в законопроект в части:
1. Предоставления налоговых льгот по земельному налогу и по налогу на имущество организаций для рыночных фондов.
Освободить от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога, имущество, входящее в состав паевых фондов при соблюдении следующих условий:
• количество пайщиков фонда на конец календарного года (налогового периода) составляет не менее 50;
• ни одному из пайщиков на конец календарного года не принадлежит более 20% от активов фонда.
2. Предоставления налоговых льгот по земельному налогу и по налогу на имущество организаций для паевых фондов, за счет которых осуществляется строительство объектов недвижимости.
• освободить от уплаты земельного налога земельные участки, входящие в состав имущество фонда, до момента сдачи объектов недвижимости, возводимых на соответствующих участках;
• освободить от уплаты налога на имущество организаций объекты недвижимости, входящие в состав имущества фонда, в течение одного года с момента сдачи объектов недвижимости в эксплуатацию.
3. Изменения порядка уплаты земельного налога и налога на имущество организаций
• Установить порядок уплаты налога на имущество организаций и земельного налога в части налогообложения имущества, составляющего паевой фонд, в соответствии с которым указанные налоги уплачиваются управляющей компанией за счет имущества фонда;
• изменить порядок уплаты управляющими компаниями паевых фондов налога на имущество организаций и земельного налога, предусматривающий уплату соответствующих налогов поквартально авансовыми платежами; уплата налога на имущество организаций и земельного налога управляющими компаниями паевых инвестиционных фондов должна осуществляться один раз в год по окончании налогового периода;
• принимая во внимание, что собственником имущества, находящегося в доверительном управлении, является учредитель управления (пайщик), дополнить законопроект положениями, позволяющими избежать двойного налогообложения имущества, составляющего фонд, налогом на имущество организаций, налогом на имущество физических лиц и земельным налогом. Для этого предлагается предусмотреть в законопроекте, что налогообложению соответствующим налогом у пайщика не подлежит имущество, переданное им в состав имущества паевого инвестиционного фонда, а также имущество, приобретенное управляющей компанией в состав такого фонда.
В завершении заседания участникам было предложено в кратчайшие сроки представить дополнения в проект решения Комиссии для дальнейшего представления его в Центр законодательных инициатив РСПП и отправки в соответствующие комитеты Госдумы и Правительства РФ.