14 ноября 2024 года в Российском союзе промышленников и предпринимателей прошло заседание Комиссии по торговле и потребительскому рынку. Участие в заседании приняли представители АКОРТ, Торгово-промышленной палаты РФ, профильных комиссий и подкомиссий РСПП, эксперты рынка и представители крупнейших розничных компаний: «Магнит», X5 Group, Wildberries, «Бристоль», «Азбука Вкуса» и др. Одним из ключевых вопросов повестки стала ситуация с динамикой цен на продовольственные товары.
Производители, поставщики и ритейл фиксируют повышенный рост издержек: растут затраты на персонал, оборудование, транспорт, тарифы ЖКХ. В связи с ростом себестоимости производства многих товаров повышаются закупочные цены. В четвертом квартале на инфляцию дополнительно влияют сезонный фактор, итоги урожая и высокий спрос. Тем не менее, крупный ритейл продолжает сдерживать цены на социально значимые продовольственные товары: в крупных торговых сетях базовые продукты значительно дешевле, чем в среднем по стране, а средняя наценка на них составляет около 5%.
Участники встречи отметили, что признательны за поддержку со стороны правительства, которое стремится не применять резкие регуляторные меры в рамках работы по сдерживанию инфляции. Это помогает бизнесу не только справиться с текущими вызовами, но и обеспечить задел для развития, сохранив инвестиционные возможности.
Также представители отрасли и эксперты выразили озабоченность отдельными инициативами по регулированию цен и торговых наценок, которые могут привести к дисбалансу цен на ключевые продовольственные товары.
«Инициативы по регулированию цен и торговых наценок могут привести к дисбалансу цен на ключевые продовольственные товары. Почти 96% торговой наценки — это фактические затраты ритейла на зарплату, аренду, оборудование, логистику, эквайринг. Только 4% сети направляют на возврат инвестиций и чистую прибыль, которая на протяжении десятка лет для большинства компаний держится на уровне 2-3%», - отметил председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев.
По мнению заместителя председателя комиссии РСПП по торговле и потребительскому рынку, управляющего директора ПАО «Магнит» Анны Мелешиной, вопрос ценообразования на потребительском рынке как никогда актуален. «Необходимо формировать правильный контекст для потребителя, не допускать неверного понимания этих процессов со стороны регуляторов, продолжать курс сбалансированного поведения бизнеса», - подчеркнула Анна Мелешина.
Среди мер, требующих внимательного изучения их воздействия на экономику регионов и доступность потребительских товаров, – региональные инициативы по ограничению продажи алкоголя. Избыточные ограничения могут снизить возможности ритейла обеспечивать низкие цены на товары первой необходимости, привести к закрытию части торговых точек самого востребованного формата «магазин у дома», а также привести к перетоку потребления в серую зону, и как следствие, значительному росту нелегального рынка алкогольной продукции сомнительного качества.