Комиссия по транспорту и транспортной инфраструктуре пришла к выводу, что появление локальных перевозчиков нецелесообразно, так как приведет к снижению как технологической, так и экономической эффективности
31 октября 2012 года в зале заседаний ОАО «РЖД» под председательством члена Бюро Правления РСПП, председателя Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре, президента ОАО «РЖД» В.И.Якунина состоялось очередное заседание Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре.
В работе Комиссии приняли участие представители законодательной и исполнительной власти, отраслевых союзов и транспортных компаний. От РСПП – Исполнительный вице-президент В.М.Черепов и Управляющий директор Управления по взаимодействию с отраслевыми объединениями И.Г.Кукушкин.
В повестке дня заседания было рассмотрение вопроса: «Оценка последствий и возможных рисков создания локальных перевозчиков для отрасли, ОАО «РЖД» и потребителей услуг железнодорожного транспорта».
Открывая заседание, В.И.Якунин напомнил, что целевой моделью рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года, одобренной Правительством РФ в январе 2011 года, предусмотрено создание условий для развития конкуренции в перевозках грузов на железнодорожном транспорте – сначала в качестве эксперимента, путем создания локальных перевозчиков на отдельных маршрутах/участках сети и реализации «пилотных» проектов по принципу конкуренции «за маршрут» и «на маршруте». В настоящее время функцию общесетевого публичного перевозчика выполняет ОАО «РЖД». В ноябре 2011 года Правительственная комиссия по транспорту и связи приняла решение перенести мероприятия по реализации пилотных проектов на более поздний срок, после внедрения эффективной технологии управления вагонным парком в условиях множественности операторов подвижного состава. Проведение столь существенных преобразований на железнодорожном транспорте, как появление множественности перевозчиков, может привести к возникновению рисков негативных и необратимых последствий для пользователей услуг.
На заседании Комиссии РСПП были представлены результаты исследований по оценке модели деятельности локальных перевозчиков, проведенные консалтинговой компанией «А.Т.Кearny» совместно с АНО «Институт проблем естественных монополий».
С основным докладом по теме «Разработка модели деятельности локальных перевозчиков на железнодорожном транспорте РФ» выступила Е.С.Шеремет, руководитель проекта Компании «А.Т.Карни ГмбХ». С содокладами - Ю.З.Саакян, генеральный директор АНК «Институт проблем естественных монополий» и А.А.Поплавский, заместитель генерального директора ОАО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте».
В рамках проведенного исследования был представлен анализ зарубежного опыта, выявлены факторы воздействия деятельности локальных перевозчиков на технологические показатели работы железнодорожного транспорта, подробно проанализированы 17 маршрутов, представляющих интерес для деятельности потенциальных локальных перевозчиков в России. Также специалистами сделана оценка влияния создания этого института на финансовые результаты деятельности ОАО «РЖД» и транспортные издержки грузовладельцев.
В результате изучения проблемы был сделан вывод о том, что появление альтернативных перевозчиков на сети ОАО «РЖД» при неизменности тарифной системы неизбежно приведет к «эксплуатации» локальными перевозчиками тарифных «оптимумов», обеспечивающих более высокую финансовую эффективность отдельных перевозок (за счет дифференциации тарифов по классам и видам грузов, различного расхода топлива в регионах в зависимости от профиля участка, более высокой прибыльности коротких маршрутов, применения исключительно маршрутных отправок).
Возможность использования локальных тарифных «оптимумов» не будет стимулировать потенциальных локальных перевозчиков к повышению технологической эффективности и оптимизации собственной деятельности.
При этом «вымывание» выгодных по тарифным условиям перевозок у общесетевого перевозчика ОАО «РЖД» приведет к существенному снижению его выручки и общей рентабельности, росту тарифа в целом на железных дорогах и, как следствие, стоимости услуги перевозки для значительного количества грузовладельцев.
Появление локальных перевозчиков создает риски неоптимального использования активов железнодорожного транспорта в условиях ограниченной пропускной способности инфраструктуры: отправка поездов составностью и весом ниже предельно допустимых норм, увеличение простоев в ожидании отправления, «недозагрузка» локомотивов, увеличение одиночного пробега локомотивов в депо и другие.
Недостаток масштаба деятельности локального перевозчика приведет к снижению его технологической эффективности, что в условиях ограничения пропускной способности инфраструктуры повышает риск невывоза грузов.
Институт локальных перевозчиков в дополнение к существующему институту операторов грузовых вагонов существенно усложнит схему взаимодействия участников рынка грузовых перевозок, создав почву для дополнительных конфликтов и потенциальных сбоев работы железнодорожного транспорта.
В обсуждении проблемы приняли участие: Ю.В.Шамков - член Комитета Совета Федерации по экономической политике, О.В.Савченко - член Комитета Государственной Думы по промышленности, Т.И. Стебунова - заместитель руководителя Федеральной службы по тарифам, В.В.Гераскин - заместитель генерального директора Компании «Базовый элемент» по связям с государственными органами, В.И.Решетников - Старший вице-президент ОАО «РЖД», Д.Г.Комиссаров - заместитель руководителя Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре, председатель совета директоров ОАО «Технологическая компания», член Правления РСПП, А.И.Касьянов - руководитель Федеральной службы по надзору в сфере, Б.М.Лапидус - руководитель Подкомиссии по железнодорожному транспорту и институциональным реформам, генеральный директор ОАО «ВНИИЖТ», член Правления РСПП и др.
По мнению участников заседания, формирование конкуренции на дефицитном ресурсе, в частности, железнодорожной инфраструктуре, неизбежно приведет к удорожанию услуг.
Подводя итоги заседания, В.И.Якунин подчеркнул, что при существующей нормативной базе, принципах построения Прейскуранта №10-01, определяющего тариф на перевозку, все исследования показывают, что создание локальных перевозчиков даст отрицательный результат не только для ОАО «РЖД», но и для экономики страны в целом.
Участниками заседания предложено рассмотреть возможность применения других механизмов, направленных на повышение эффективности деятельности ОАО «РЖД» как субъекта естественной монополии. Такими механизмами могут быть долгосрочная индексация тарифов, установление ключевых показателей эффективности, повышение эффективности системы управления и другие.
По итогам состоявшегося обсуждения Комиссией РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре будет принят протокол. Сформулированные в документе предложения планируется направить в органы исполнительной власти Российской Федерации.
Презентация к докладу А.А.Поплавского
Презентация к докладу Ю.З.Саакяна
Презентация к докладу Е.С.Шеремет