Состоялось заседание Комиссии в формате сессии-прогноза

30 октября 2025 года в рамках Международного форума-выставки «Российский промышленник» состоялось совместное заседание Комиссии РСПП по выставочной и конгрессной деятельности и Комиссии РСПП по медиаиндустрии и предпринимательству в информационной сфере при участии Российского союза выставок и ярмарок.

Мероприятие прошло в формате сессии-прогноза на тему: «ИДЕНТИФИКАЦИЯ СПОРНА… Роль и место выставочной и конгрессной деятельности в креативной экономике», модератором которой выступила Анна Ляцу, Управляющий директор Управления по связям с общественностью и медиакоммуникациям РСПП.

Выставочные события являются катализатором запуска многих процессов: от продвижения и демонстрации новых продуктов, проектов и компаний, развития делового туризма до обеспечения рабочими местами и активизации малых и средних предприятий, оказывающих сервисные услуги. Выставочная и конгрессная деятельность - это безальтернативная платформа для коммуникаций, мощный инструмент социализации и драйвер развития, и ее поддержка сегодня крайне важна.

В рамках сессии участники обсудили существующие меры и инструменты поддержки, барьеры, среди которых кадровый голод, вопросы цифровой трансформации, а также сценарии дальнейшего развития.

Острую нехватку квалифицированных кадров в своем выступлении отметил директор Департамента регулирования внешней торговли и развития системы торгпредств Минпромторга России Владислав Бармичев. Он привел яркие примеры из собственного опыта: дизайнеры, создающие стенды, которые невозможно построить, копирайтеры, чьи тексты не просто содержат ошибки, а порой полностью искажают смысл. По его словам, ответом на эти вызовы должно стать создание новых образовательных программ — от колледжей для монтажников выставочных конструкций до вузовских программ для дизайнеров-проектировщиков, которые будут сочетать творческое начало с инженерным мышлением. Владислав Бармичев затронул целый круг вопросов, которые необходимо решить участникам отрасли.

«Мы недавно выяснили, что в России совершенно не производится баннерная ткань и другие материалы для рекламоносителей. Другой пример — объем потребления ковролина за год. В рамках различных форумов по площади он составляет примерно две Москвы. И опять большая часть материала импортируется», — сообщил Владислав Бармичев.

Не менее важна и цифровая независимость. Сейчас отрасль начинает переходить с зарубежного AutoCAD на российский «Компас-3D». Однако и здесь многие еще стараются работать на зарубежном софте. «Вопрос привычки. Вся разница в кнопочках, на которые нажимать в программе. Давайте освоим, зато будем полностью работать на собственном ПО», — призвал Владислав Бармичев.

Председатель Совета директоров Коммуникационной группы АГТ, сопредседатель Координационного совета коммуникационной индустрии при Общественной палате РФ Вячеслав Лащевский представил свой стратегический взгляд на отрасль, назвав коммуникации фундаментом креативной экономики.

«Эксперты подсчитали, что 8,7 трлн рублей составляют потери национального бизнеса из-за неэффективной коммуникации. Значит, примерно 4% ВВП теряет наша экономика», — добавил Вячеслав Лащевский. Для устранения этого он предложил амбициозную инициативу — создание в России новой научной дисциплины «коммуникации» по трем специализациям: в экономике, политике и социально-культурной сфере.

Со своей стороны, генеральный директор АНО «Национальное агентство развития квалификаций» Алексей Вовченко поддержал эту инициативу, указав, что такой подход поможет введению в отрасли профессиональных степеней «доктор коммуникаций» или «доктор PR и рекламы». Впрочем, вопрос не только в отсутствии нужного образования.

«У меня давно и уверенно присутствует ощущение большой недоработки со стороны специалистов выставочной индустрии с точки зрения коммуникационно-медийного эффекта», — сказал председатель Комиссии РСПП по медиаиндустрии и предпринимательству в информационной сфере, директор АНО «Институт развития интернета» Алексей Гореславский. Он обратил внимание на то, что большинству медиа неинтересно освещать многие события, и, как следствие, пресса освещает один процент произошедшего на форумах, хотя порой там выступают интересные спикеры, рассказывающие о многих важных вещах. Поэтому он предложил пересмотреть формат традиционных панельных дискуссий.

В противовес этому первый заместитель Председателя Комиссии РСПП по выставочной и конгрессной деятельности Владимир Банников напомнил, что для промышленного b2b-сегмента выставка — это не шоу, а в первую очередь «отраслевой институт развития». Ключевая ценность — в личных контактах и возможности «потрогать» изделие, обдуманно принять решение о покупке, а это иногда миллионы долларов. «На конгрессах, форумах и выставках мы не метры продаем, а клиентов, которые приходят», — подчеркнул он.

В свою очередь, исполнительный директор Российского союза выставок и ярмарок Елена Ублиева указала на новые риски, с которыми стали сталкиваться организаторы мероприятий — штрафы за нарушения в сфере персональных данных и рекламного законодательства. Она предложила на площадке РСПП провести закрытое заседание с Роскомнадзором для выработки понятных правил игры.

Очевидно, что конгрессно-выставочная и коммуникационная отрасли России находятся на перепутье: с одной стороны, колоссальный рост интереса после пандемии и осознание ее экономического веса, с другой — системные проблемы, требующие консолидированных усилий бизнеса, образовательных институтов и государства.

Как резюмировал ответственный секретарь Комиссии РСПП по выставочной и конгрессной деятельности Дмитрий Степанятов, несмотря на разность подходов, диалог важен и должен продолжаться. Следующим шагом может стать создание совместной дорожной карты, которая объединит решение прикладных задач с реализацией долгосрочных стратегических инициатив, превратив отрасль в один из ключевых драйверов новой экономики.

Присутствовавший на круглом столе первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по экономической политике Денис Кравченко сказал, что бизнес-сообщество само должно разработать инструментарий для решения проблем, а депутатский корпус поддержит благие начинания.

 

По материалам Пресс-службы ООО «ЭФ-Интернэшнл»

Поделитесь