Состоялось заседание Комитета РСПП по климатической политике под председательством Андрея Мельниченко

Обложка новости

19 декабря 2025 года состоялось заседание Комитета РСПП по климатической политике и углеродному регулированию под руководством Председателя Комитета, члена Бюро Правления РСПП Андрея Мельниченко. В заседании приняли участие Помощник Президента Российской Федерации, специальный представитель Президента по вопросам климата и водных ресурсов Руслан Эдельгериев, Специальный представитель Министра иностранных дел России Сергей Кононученко, и.о. директора Департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Минэкономразвития России Александр Краевой и другие представители российских компаний и организаций.

Участники заседания подвели итоги 30-й сессии Конференции Сторон РКИК ООН (СОР30), которая прошла с 10 по 21 ноября в городе Белен (Бразилия), обсудили ключевые тренды глобальной климатической повестки и актуальные вопросы развития национальной системы углеродного регулирования, а также текущий статус реализации европейского пограничного корректирующего углеродного механизма (ПКУМ) и перспектив его расширения.

В ходе заседания Председатель Комитета Андрей Мельниченко отметил, что СОР30 продемонстрировала серьезные трудности в достижении консенсуса по глобальной климатической повестке. Итоговый документ стал результатом компромисса и не смог преодолеть ключевые разногласия между группами стран, включая вопросы финансирования борьбы с изменением климата. Андрей Мельниченко обратил внимание на беспрецедентный сдвиг фокуса Конференции в сторону вопросов адаптации и активизацию дискуссий об опасности односторонних торговых мер.

Председатель Комитета выделил важный успех с точки зрения национальных интересов. «Тема отказа от ископаемого топлива не была включена в итоговые решения СОР30 - это важный результат, который соответствует курсу России на сбалансированное экономическое развитие с использованием всех видов энергоресурсов», — подчеркнул Андрей Мельниченко.

В ходе заседания своими оценками результатов СОР30 поделился Руслан Эдельгериев: «Итоговое решение Конференции Сторон в Бразилии мы оцениваем как сбалансированное. Нам удалось, работая во взаимодействии с 22 странами, предотвратить принятие радикальной дорожной карты по полному отказу от углеводородов, которая могла бы нанести удар по экономикам развивающихся стран. Форсирование энергоперехода без обеспечения равного доступа к финансированию и технологиям — контрпродуктивно».

В ходе обсуждения национальной климатической повестки, Андрей Мельниченко отметил важность работы по корректировке законодательства с учетом задачи по участию России в международной авиационной схеме CORSIA. Он также подчеркнул, что в основе политики должен оставаться прагматичный, взвешенный курс, выгодный для страны и не допускающий смешения различных сфер, таких как климатическое и экологическое регулирование.

В свою очередь, Александр Краевой рассказал о развитии углеродного регулирования в Российской Федерации за последний год. По его словам, в 2025 году ведомство сфокусировалось на трех направлениях: развитие системы государственного учета, совершенствование системы реализации климатических проектов и выпуска углеродных единиц, а также формирование стратегических приоритетов по адаптации к изменениям климата.

«Цели устойчивого развития уже становятся повседневной повесткой для бизнеса, и внимание к углеродному регулированию с каждым годом усиливается. Стимулами в работе выступают как внутренние запросы отраслей экономики, так и внешние факторы. Сейчас актуален вопрос об интеграции России в Систему компенсации и сокращения выбросов углерода для международной авиации (CORSIA). Без адаптации правил системы CORSIA в России отечественные авиакомпании могут столкнуться с дополнительными ограничениями», — отметил Александр Краевой.

Также, по его словам, до конца 2025 года Минэкономразвития представит в Правительство предложения по третьему плану мероприятий по адаптации к изменениям климата. Тема адаптации выделена Президентом в качестве приоритетной задачи для обеспечения эффективной и конкурентной экономики.

В ходе дискуссии о приоритетах национальной климатической политики, заместитель Председателя Комитета Сергей Твердохлеб затронул тему предварительных итогов «Сахалинского эксперимента». Он отметил, что проект вызвал ряд принципиальных вопросов. Например, несмотря на введение квот с 2024 года, выбросы в промышленности и энергетике на Сахалине продолжили расти – совокупно за год они выросли примерно на 11%. При этом основная финансовая нагрузка из-за превышения квот легла на бюджетные организации ЖКХ. Основной же вклад в достижение углеродной нейтральности региона обеспечил научно обоснованный пересчет регионального кадастра, а не меры по квотированию парниковых газов. «С учетом этого целесообразность тиражирования Сахалинского эксперимента со всем набором заложенных в него механизмов, особенно квотирования, представляется необоснованной и преждевременной», — подытожил Сергей Твердохлеб.

В числе практических интересов бизнеса Андрей Мельниченко назвал вопрос об односторонних торговых мерах климатического регулирования. Он отметил, что «для российских экспортеров эта тема сохраняет свою актуальность, хотя ПКУМ ЕС сейчас волнует российский бизнес гораздо меньше, чем на этапе его анонсирования. В основном, это связано со значительным снижением объемов импорта российской продукции в ЕС».

Европейский ПКУМ фактически является протекционистским инструментом и односторонней ограничительной мерой, введенной под эгидой борьбы с изменениями климата в целях сохранения конкурентоспособности европейских производителей. Как подчеркнул в ходе заседания Руслан Эдельгериев, «климатическая повестка не должна использоваться как инструмент недобросовестной экономической конкуренции. В результате проведенной нами работы тема неприемлемости односторонних торговых барьеров впервые вошла в повестку РКИК ООН и будет дальше развиваться в отдельном треке при непосредственном участии Российской Федерации».

В дополнение к этому ответственный секретарь Комитета Иван Жидких сообщил, что, по оценкам РСПП, размер платежей в рамках ПКУМ к 2035 году не превысит 1-2 млрд евро в год. Кроме того, введение ПКУМ может стать ценобразующим фактором на мировых рынках и, благодаря относительно низкой углеродоёмкости целого ряда российских товаров, обеспечить им дополнительное конкурентное преимущество, несмотря на цели инициаторов введения ПКУМ.

В ходе заседания также обсуждалась важность выработки унифицированных подходов к оценке углеродного следа продукции (УСП) как одной из перспективных метрик для оценки глобальной конкурентоспособности товаров. В качестве одного из перспективных шагов была рассмотрена разработка пилотных национальных стандартов для оценки УСП и обеспечение их признания на международном уровне, в том числе в рамках ЕАЭС. Запланирована предметная проработка данного вопроса в 2026 году совместно с Комитетом РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО.

Генеральным директором ООО «Центр налоговой политики» Кириллом Никитиным был представлен проект концепции создания национальной системы мониторинга УСП, разрабатываемый по инициативе Минэкономразвития России. «Система мониторинга (...) направлена на выявление рисков потери конкурентоспособности российского бизнеса, для дальнейшей защиты его интересов при формировании позиции на международных переговорах. Или для принятия внутренних решений», — сообщил Кирилл Никитин. В свою очередь члены Комитета отметили целесообразность дополнительной проработки целеполагания такой системы и её фокусировки на решении практических и актуальных задач российского бизнеса без создания дополнительной необоснованной административной нагрузки.

Поделитесь