6 апреля 2012 года состоялось заседание Подкомиссии по доступности финансовых услуг Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности по теме «Итоги развития рынка микрофинансирования в 2011 году и новации регулирования и надзора». Вел заседание руководитель Подкомиссии М.В.Мамута, президент Национального партнерства участников микрофинансового рынка (НАУМИР).
Открыл заседание сопредседатель Комиссии по банкам и банковской деятельности А.В.Мурычев, исполнительный вице-президент РСПП. В своем вступительном слове он сказал, что по аналитическим данным, размер рынка микрофинансирования в России на конец 2011 года составил не менее 33 млрд. руб., из них на микрокредитование бизнеса направлено около 60% от совокупного портфеля микрозаймов (включая микрофинансовые организации и кредитные кооперативы). Рост рынка за 2011 год составил 34%, что вдвое превышает темпы роста в 2010 году.
А.В.Мурычев отметил, что количество входящих в реестр МФО многократно превышает ранее предполагавшиеся показатели, что без сомнения, следует расценивать, как позитивное явление, которое с учетом динамики в особенности должно сопровождаться адекватным регулированием и надзором. Важность участия государства в регулировании этого рынка не вызывает сомнений ни у участников рынка, которые имеют защиту своих интересов и правовое поле для деятельности, ни потребителей, которые получают реальную возможность для защиты своих прав и четкие правила работы. Особое значение приобретает степень информированности заемщиков МФО об условиях предоставления микрозаймов.
С докладом выступил М.В.Мамута, в котором подвел итоги развития рынка микрофинансирования в 2011 году. В число микрофинансовых организаций (МФО) в настоящее время вошли различные некоммерческие организации, в большинстве своем осуществляющие программы поддержки предпринимательства, в том числе, региональные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, а также частные компании, осуществляющие микрофинансовую деятельность в регионах с ограниченным доступом малого бизнеса и населения к банковским услугам.
По состоянию на 01.04.2012 в государственный реестр СРО кредитных кооперативов включены 10 организаций, объединяющих более 1200 кредитных кооперативов, а государственный реестр микрофинансовых организаций (МФО) - 1257 юридических лиц.
В 2011 году около 70% микрозаймов были выданы МФО, работающими в малых городах и сельской местности. Более 60% заемщиков МФО – женщины, 20% заемщиков – молодые люди до 28 лет, т.е. те, кому получить кредит на развитие бизнеса особенно тяжело. Количество заемщиков – субъектов малого предпринимательства, получивших займы в микрофинансовых организациях в 2010 году, оценивалось в 200 тыс. единиц. Эти данные подтверждают социальную значимость микрофинансирования как инструмента поддержки малого бизнеса и населения, не имеющего доступа к банковским услугам. Особенно актуально микрокредитование бизнеса для начинающих предпринимателей со стажем работы до 1 года. Важное направление работы МФО – вытеснение серого «ростовщического» рынка в малых городах и населенных пунктах со слабым уровнем развития банковской инфраструктуры.
С осени 2011 года наблюдается заметная тенденция к вхождению в государственный реестр МФО компаний, специализирующихся на предоставлении краткосрочных микрозаймов со сверхвысокими процентными ставками (микрозаймы в сумме от 2 до 45 тыс. рублей, которые выдаются на сроки - от трех дней до двух месяцев под 1-2 процента в день (365-730% годовых). Принято считать, что столь высокая процентная ставка обусловлена, прежде всего, высоким риском, связанным с упрощенным порядком выдачи таких займов - отсутствием обеспечения и документов, подтверждающих доходы физического лица, что приводит к большим потерям по займам.
Первые подобные компании («Быстро – деньги», «Экспресс – деньги» и т.п.) появились на рынке примерно за год до принятия закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и осуществляли свою деятельность в рамках регулирования, установленного Гражданским кодексом РФ. Однако, понимая уязвимость своего положения, наиболее крупные участники рынка стремятся к легализации в возможных формах, в том числе и через законодательство об МФО и кредитной кооперации.
М.В.Мамута подчеркнул, что по результатам проведенного анализа существующей рыночной конъюнктуры представляется нецелесообразным введение административных ограничений по процентным ставкам по договорам микрозайма, выдаваемым микрофинансовыми организациями, поскольку это, во-первых, поставит в неравные условия профессиональных кредиторов, а во-вторых, может привести к росту нерегулируемого «ростовщического» рынка, что существенно снизит уровень защиты интересов заемщиков.
На заседании выступили: Ю.Э.Бондарева, заместитель руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам; В.Г.Кудюшкин, заместитель начальника отдела департамента финансовой политики Минфина России, А.Б.Жаманов, заместитель руководителя Центра общественных связей Агентства по страхованию вкладов; Е.С.Бернштам, председатель совета директоров ADELA Holding; М.Г.Бриллинг, председатель Совета директоров ЗАО «Кредитный Союз»; С.В.Сучков, председатель Наблюдательного совета ООО МФО «Микрофинанс»; П.А.Самиев, заместитель директора РА «Эксперт РА».
В ходе обсуждения участники заседания отмечали, что принятие Федеральных законов от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» и от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» заложило основу для формирования системы регулирования микрофинансовой деятельности, осуществляемой некредитными организациями, что позволило придать микрофинансовому сектору более динамичные темпы развития, обеспечило качественный мониторинг микрофинансового рынка, способствовало повышению его прозрачности.
Деятельность микрофинансовых организаций осуществляется на принципах дополнения банковского предложения в секторах с узким спектром банковских услуг, что способствует повышению доступности финансовых услуг для населения и построению всеохватывающей финансовой системы, стимулирует развитие малого и среднего предпринимательства и развитие реального сектора российской экономики в целом.
Участники заседания поддержали подготовленный Минфином России законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части усиления контроля в сфере микрофинансовой деятельности и кредитной кооперации), предусматривающий ряд мер, направленных на совершенствование механизма защиты прав потребителей услуг микрофинансовых организаций и повышение эффективности государственного контроля в сфере кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности. По итогам обсуждения принято решение о подготовке аналитической записки о состоянии рынка микрофинансирования и предложениях по его развитию для направления ее в регулирующие органы.
Состоялось заседание Подкомиссии по доступности финансовых услуг Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности
© Секретариат РСПП
Поделитесь