Состоялся круглый стол «Будущий облик налоговой системы нефтяной отрасли: смещение приоритетов от фискальной к стимулирующей функции»

© Комитет по энергетической политике и энергоэффективности

18 ноября 2011 года в рамках Международной конференции «20-летие новой истории российской нефти: достижения, вызовы, перспективы» состоялся «круглый стол» РСПП «Будущий облик налоговой системы нефтяной отрасли: смещение приоритетов от фискальной к стимулирующей функции».

В «круглом столе» приняли участи представители крупных нефтяных компаний, консалтинговых фирм, экспертных и деловых кругов.
Модератором выступил руководитель Московского нефтегазового центра «Ernst&Young» Алексей Кондрашов.

Открывая заседание, Алексей Кондрашов проинформировал собравшихся о существующих подходах к концепции реформирования налоговой системы нефтяной отрасли. В своей презентации эксперт оценил эффективность введенного сравнительно недавно налогового режима «60-66». По мнению А.Кондрашова, новая система позволяет решить проблему низкой глубины переработки и падения добычи на действующих месторождениях, но никак не влияет на появление стимулов для геологоразведки на шельфе и привлечение инвестиций в разработку новых месторождений. Особое внимание участников дискуссии эксперт сконцентрировал на необходимости введения налога на финансовый результат («налога на добавочный доход»), который позволяет минимизировать нагрузку на начальном этапе освоения месторождения и достигает максимума на пике добычи.

Управляющий директор по экономической политике и конкурентоспособности РСПП Мария Глухова отметила, что по результатам опроса компаний ТЭК, проведенного Союзом, 70% компаний находят налоговую нагрузку заметно выросшей за последние 5 лет, 15% - говорят о ее снижении. Ясности будущему облику налоговой системы нефтяной отрасли не вносят проекты стратегических документов, из текста которых следуют такие направления возможного роста нагрузки, как прогрессивное налогообложение всех сырьевых отраслей в зависимости от мировых цен, взимание налога на имущество с организаций с недвижимым имуществом на основании его кадастровой оценки, повышение в 2012-2015 гг. акцизов на моторные топлива в размере не менее 7-8 рублей в расчете на 1 литр, а также страховые платежи. В условиях предпочтительного сценария видится снижение или, по крайне мере, неувеличение налогового бремени на бизнес при более эффективном изъятии рентных доходов.

Вице-президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Геннадий Федотов, в свою очередь, отметил, что заложенный в планах Правительства РФ рост налоговой нагрузки в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслях в совокупности с усложнением условий добычи нефти, повышением капиталоемкости и ростом тарифов естественных монополий может оказать негативное влияние на темпы развития отрасли и цены на нефтепродукты на внутреннем рынке.

В части повышения акцизов на моторные топлива в РФ в 2012-2013 гг. эксперт предложил отложить намеченное на 01.01.2012 увеличение акцизов, предусмотреть более существенную дифференциацию ставок акцизов по экологическим классам, проработать механизм плавного снижения ставок акцизов при высоких уровнях мировых цен.

Также Геннадий Федотов проинформировал участников «круглого стола» о возможных негативных последствиях применения 100% ставки экспортной пошлины на темные нефтепродукты с 2015 г. В частности, применение такой ставки ухудшит экономику нефтепереработки, создав риски перевода на неполную загрузку, вплоть до полной остановки, целого ряда отечественных НПЗ. Кроме того, снижение объемов переработки на фоне растущего спроса на потребительском рынке может привести к сезонным дефицитам по отдельным категориям топлива в ряде регионов. В качестве решения было предложено Министерству энергетики совместно с компаниями промоделировать баланс производства и потребления продуктов нефтепереработки в 2015 году и критически оценить целесообразность и своевременность предложенной меры, а также категории нефтепродуктов, подпадающих под рост пошлин.

Руководитель практики перерабатывающих отраслей промышленности в России и странах СНГ компании A.T.Kearney Йорг Дорлер среди основных проблем налогообложения нефтегазовой отрасли, препятствующих ее модернизации, указал то, что «экспортные пошлины являются одним из триггеров текущей программы модернизации, а планируемые инвестиционные программы нацелены в основном на модернизацию существующих мощностей».

Поделитесь