В настоящее время на различных политических и общественных площадках происходит много событий, связанных обсуждением и регулированием сферы социального питания, в Совете Федерации появились законодательные инициативы по разработке федеральных законов «О детском питании», «О социальном питании». К этому процессу подключилась и Государственная дума.
1 февраля 2019 г. Объединенным экспертным советом деловых общественных объединений: ТПП РФ, РСПП, «Опора России», «Деловая Россия» совместно с вновь созданной Ассоциацией предприятий отрасли социального питания на площадке РСПП был организован круглый стол на тему «Социальное питание – перспективы и развитие». К участию были приглашены представители законодательных и исполнительных государственных органов власти, крупнейшие операторы питания. Основная задача проведения круглого стола заключалась в обсуждении возможности взаимодействия бизнес-сообщества и государства для создания единой системы социального питания, учитывающей интересы государства, потребителей и бизнеса.
Основным докладчиком на круглом столе выступил Председатель правления Ассоциации предприятий отрасли социального питания Андрей Плышевский, известный эксперт в области общественного питания и агрологистики. Андрей Плышевский отметил, что присутствующие на круглом столе крупнейшие операторы, заинтересованные в развитии сферы социального питания и вложении инвестиций в данную отрасль, готовы вступить в диалог с государственными органами по обсуждению вопросов поиска места бизнесу в системе организации социального питания, разработке нормативно-правовой базы для рынка социального питания, вариантов взаимодействия и работы, которые обеспечат прозрачность бизнес-процессов и защиту инвестиций, для чего ими создана Ассоциация предприятий отрасли социального питания.
В настоящее время на аутсорсинге находится только 35% рынка, оставшийся объем рынка обслуживают либо муниципальные предприятия (комбинаты питания) либо социальные учреждения собственными силами (детские сады, школы, больницы и т.д.). При этом формирование отрасли, а также инвестиции ожидаются в первую очередь от представителей бизнеса. Однако при создании новых нормативных актов, регулирующих сферу социального питания консолидированное мнение бизнес-сообщества не учитывается. Сами представители бизнеса готовы к выстраиванию открытого диалога с органами государственной власти для того, чтобы государство могло увидеть реальные затраты, связанные с предоставлением социального питания по государственному заказу.
В докладе была показана структура, текущие проблемы и целевое состояние сферы социального питания. При экспертной оценке рынка в 1 трлн. рублей, на долю государственных расходов приходится около 40% (в общеобразовательных организациях только 15%), оставшиеся 60% - прямые либо косвенные (через фонды медицинского, пенсионного страхования) расходы населения, чье мнение и требования не учитываются государством при организации питания в социальных учреждениях через организации конкурсных процедур. Еще одним показателем, характеризующим текущую схему организации социального питания, являются дополнительные расходы (потери) объемом до 35% от общего товарооборота, возникающие на посреднических схемах закупки и поставки продуктов питания. Прозрачная система логистики позволила бы обеспечить безопасность поставляемой продукции, оптимизировать и перераспределить расходы на другие статьи затрат.
Одним из решений для контроля качества используемых для социального питания продуктов, может стать система уполномоченных централизованных складов, а также разработка систем региональной агрологистики, базирующихся на оптово-распределительных центрах. Эксперты отметили, что развивавшаяся несколько лет программа строительства ОРЦ была свернута именно по причине отсутствия направления сбыта и обеспечения объема переработки сельхозпродукции для ОРЦ, которой может стать система социального питания. Первый проект поставок с уполномоченного склада, осуществляющего функции первичной приемки сельхозпродукции, организации лабораторных исследований, уже реализован в Вологодской области.
Участниками круглого стола отмечено, что основной проблемой остается формирование справедливой цены, которая позволит оказывать качественную услугу, соответствующую требованиям законодательства, спросу потребителей, покрывать расходы бизнеса на достойную оплату труда работников пищеблоков, развитие кадрового потенциала, а также обеспечить необходимую норму доходности и возврат вложенных инвестиций в инфраструктуру. Проводимые в настоящее время по 44-ФЗ конкурсные процедуры приоритетным критерием выбора поставщика определяют минимальную стоимость услуг, при этом во внимание не принимается то, что начальная максимальная цена контракта порой не покрывает расходов даже на продуктовый набор.
На круглом столе присутствовали представители профильного профсоюза и также поднимался вопрос обеспечения кадрами отрасли социального питания, т.к. текущая ситуация очень тяжелая и предложения на рынке труда не соответствуют спросу работодателей на квалифицированный персонал: уровень заработных плат в сфере социального питания соизмерим с МРОТ, а средний возраст работников около 50 лет, что не создает условий для внедрения и использования современного технологического оборудования.
Участниками было высказано мнение, что «в системе социального питания, в том виде, в котором она есть сейчас, бизнес невозможен, т.к. из трех глобальных условий «БЫСТРО-КАЧЕСТВЕННО-ДЕШЕВО» бизнес может всегда выполнять только 2 условия в любой комбинации». Поэтому государству нужно решить, какое из трех условий взять на себя. Бизнес в свою очередь готов просчитать необходимые условия и бизнес-процессы для реализации этой модели.
По мнению Ирины Гехт, заместителя председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, на сегодняшний день существуют все механизмы, чтобы грамотно прописать техническое задание на оказание услуг и качественно осуществить приемку, в том числе и в рамках 44-ФЗ. Другое дело, что большинство субъектов ссылаются на недостатки 44-ФЗ, а не на собственную недееспособность в этом вопросе. Вместе с тем, при достижении любых договоренностей важно выслушать и учесть позицию бизнеса, а не слепо идти по пути ужесточения наказания, как это часто бывает.
Ростислав Эдварс, руководитель Ульяновской Ассоциации операторов питания, в своем выступлении рассказал об успешном опыте Ульяновской области в сфере организации социального питания, а именно заключение контрактов на длительный срок до 3-5 лет, который позволил операторам за свой счет провести модернизацию школьных пищеблоков, закупку современного технологического оборудования. Он также отметил, что система социального питания на данный момент не является полноценной. В ней отсутствуют какие-либо стандарты, а государство, фактически, не занимается регулированием этой сферы. В НПА описываются только общие требования к продуктовым нормам и требования к процессу оказания услуг питания в учреждениях социальной сферы. Общественный контроль ограничивается формальным подходом и не затрагивает всю производственную цепочку. Все участники отрасли функционируют разрозненно, т.к. отсутствует законодательства, а требования различных регуляторов противоречат правилам развития бизнеса
Под эгидой Объединенного экспертного совета деловых сообществ и Ассоциации социального питания бизнес будет вести работу по формированию отрасли социального питания, выстраиванию отношений с потребителями, общественностью, государственными, региональными органами власти и присоединится к процессу формирования нормативно-правовой базы по социальному питанию.