24 августа в рамках научно-деловой программы Международного военно-технического форума «АРМИЯ-2020» состоялся круглый стол «Управление интеллектуальной собственностью. Нематериальные активы - от создания до использования».Организаторами стола стали представители Комиссии РСПП по выставочной деятельности совместно с Федерацией интеллектуальной собственности.
В круглом столе приняли участие около 40 человек: это специалисты предприятий АО «ИСС» им. академика М. Ф. Решетнёва», АО «Концерн «Радиотехнические и информационные системы», Корпорация «Проект Техника», Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», АО «НИИ Командных Приборов», АО «НИИ Стали», АО «НПК «ВТиСС», АО «НПП «Полет», АО «ОКБ МЭИ», АО «Российские космические системы», АО «РКЦ «Прогресс», специалисты учебных заведений и предприятий промышленности.
Цель круглого стола: выявление и определение наиболее простых и эффективных способов решения проблем, возникающих при формировании нематериальных активов, капитализации предприятий, связанных с ОПК, управлении интеллектуальными правами в ходе научно-технологической, производственной и экспортной деятельности в сложившемся правовом поле.
Модератором круглого стола выступила директор Центра учета и анализа результатов научно-технической деятельности Госкорпорации «Роскосмос» Беленькая Наталья Владмировна.
Программа круглого стола включала следующие доклады:
- «Интеллектуальная собственность в государственных научных центрах: материалы, устройства, развитие», М. И. Дасковский, генеральный директор, Ассоциация ГНЦ РФ «Наука».
- «Цифровое управление объектами и правами: создание, накопление, использование, диверсификация», Н. В. Беленькая, директор Центра учета и анализа результатов научно-технической деятельности Госкорпорации «Роскосмос».
- «Можно ли восстановить реальную стоимость интеллектуальной собственности», Н. З. Мазур, генеральный директор ООО «ВКО-Интеллект».
- «Платформа для выявления нарушений прав на интеллектуальную собственность» – И. Кузьмичев, директор по развитию бизнеса «Waves Enterprise».
- «Вопросы управления интеллектуальной собственностью при создании гражданской продукции на базе технологий двойного назначения на предприятиях ОПК» - В.В. Антипин, советник генерального директора АО "Институт государственно-частного планирования" - член Межведомственной рабочей группы по научно-промышленным кластерам двойного назначения Коллегии ВПК Российской Федерации.
- «Защита и продвижение продукции в ходе военно-технического сотрудничества, проблемы и перспективы» - С. П.Ананьев, чл.корр. Российской инженерной академии, начальник управления по интеллектуальной собственности АО «Концерн «Уралвагонзавод».
Заслушав и обсудив выступления докладчиков, участники круглого стола приняли резолюцию.
Несмотря на внимание, которое уделяется развитию института интеллектуальной собственности в Российской Федерации, участники форума отмечают, что в сфере оборонно-промышленного комплекса большинство проблем остаются нерешенными уже более десятилетия. Это препятствует эффективной защите российских разработок на внешних рынках, ограничивает, а подчас делает невозможным использование ряда прорывных технических решений для создания новых продуктов и услуг в гражданской экономике.
Отсутствие необходимых и ожидаемых законодательных и организационных решений блокирует исполнение поручений Президента Российской Федерации, связанных с диверсификацией оборонно-промышленного комплекса, снижает мотивацию творческого и технологического развития ведущих российских коллективов исследователей и конструкторов, работающих в области создания вооружения и военной техники.
Наиболее острыми и требующими незамедлительного решения является
- Законодательное установление гарантий закрепления прав на результаты, созданных с привлечением бюджетных ассигнований за разработчиком в обмен на обязательства обеспечить их правовую охрану, использование в России и в регионах поставки продукции.
Эта мера, реализованная большинством экономически развитых стран более чем 30 лет назад, позволила бы защитить интересы разработчиков и производителей техники, а в конечном итоге – Российской Федерации.
В случаях, когда без использования результатов ключевые тактико-технические характеристики продукции недостижимы или результат необходим для создания продукции, ограниченной в гражданском обороте – закреплять права за разработчиком и Российской Федерацией совместно. Это позволит избежать неконтролируемого отчуждения прав, даст возможность беспрепятственного размещения государственных заказов на многих предприятиях. -
Реализовать адекватную современным цифровым возможностям технологию государственного учета результатов, созданных в ходе исследований и разработок военного, специального и двойного назначения, решить задачу простого но контролируемого доступа к таким сведениям, а также безвозмездного лицензирования таких результатов при создании продукции по заказу Российской Федерации.
Это позволит эффективно тратить бюджет и использовать лучшие технические решения вне зависимости от ведомственной принадлежности. - Решить задачу перевода сделок с правами между предприятиями оборонно-промышленного комплекса в цифровую форму и дать возможность использовать данные о таких сделках для оценки прав на результаты, в том числе и прав, принадлежащих Российской Федерации сравнительным методом.
- Ввести единую ставку для отчисления в бюджет Российской Федерации за использование результатов, принадлежащих Российской Федерации, исчисляемую от себестоимости конкретного узла (элемента) продукции. Для предприятий, реинвестирующих в исследования и разработки и развитие результатов – установить нулевую ставку. Контроль осуществлять через представителей органов власти, участвующих в системе корпоративного управления соответствующих предприятий.
Это позволит устранить коррупционные риски, снизить затраты на контрольно-надзорную деятельность и при этом – соблюсти интересы Российской Федерации, в первую очередь – не допустить устаревания результатов. - Разрешить включать затраты на управление правами в стоимость государственного контракта в случае если такие права будут закреплены за Российской Федерацией.
- Снять регуляторные ограничения при формировании нематериальных активов, дав возможность предприятиям формировать и амортизировать активы,состоящие как из отдельных прав, так и их портфелей исходя из логики ведения бизнеса. Исключить требования консолидации затрат на правовую охрану в разных странах в случаях, если управление правами и использование в каждой из стран происходит независимо.
- Продлить налоговую льготу по нулевой ставке налога на прибыль на выявленные по результатам инвентаризации объекты. Отказаться от архаичной процедуры инвентаризации, установленной Правительством Российской Федерации.