К концу 2024 года обострились проблемы, связанные с недостатком оборотных средств и с недоступностью заёмных средств.
Если в I квартале только 13,3% респондентов сообщили, что деятельность их компании ограничивает недостаток оборотных средств, то в последующие отчётные периоды оборотных средств не хватало уже примерно четверти организаций, принявших участие в мониторинге.
Недоступность заёмных средств в I-III кварталах ограничивала деятельность от 11% до 16% компаний, а в конце года доля выросла до 25%, и эта проблема разделила первое место со сложностями с «обороткой» в списке основных проблем и ограничений.
Похожая динамика наблюдается в случае ответа «резкий рост цен на отечественную продукцию» – в конце 2024 года до 22% возросло число компаний, которые были обеспокоены высокими темпами инфляции. А в первой половине года рост цен отмечали как основное ограничение деятельности менее 15% опрошенных.
Неплатежи со стороны контрагентов также находятся в числе главных проблем для бизнеса. Наибольшую остроту эта проблема приобрела в III квартале 2024 года, когда её указали 36% респондентов. К концу года, как видно из результатов мониторинга, ситуация несколько улучшилась – этот вариант отметили менее 22% организаций.
Нестабильность на валютном рынке в I и II квартале отметили менее 15% респондентов, а с III квартала волатильность курса стала возрастать, и эту проблему назвали наиболее острой уже более пятой части опрошенных предприятий. Доля сохранила это значение и в конце 2024 года.
С проблемами, связанными с удлинением сроков доставки, ростом тарифов, отказов в страховании грузов, со сложностями при доставке, компании сталкивались чаще всего в I квартале 2024 года – тогда этот вариант составил 26,7%. Начиная со II квартала, эту проблему респонденты стали указывать несколько реже – в последующие периоды сложности с доставкой мешали в работе около 20%.
Снижение спроса ощущали на себе в начале года 17,3% компаний. Во втором и третьем кварталах года сокращение спроса ограничивало деятельность 12-13% организаций, а по итогам завершающего раунда мониторингов спрос снизился уже в 19% предприятий.
Ситуация с поставками сырья и комплектующих выглядела наиболее сложной в I квартале 2024 года, когда 34,7% респондентов заявили об ухудшении условий. По итогам II-III кварталов доля варианта снизилась до 25%, а в конце года она составила ещё меньше – 18%.
Рост фискальной нагрузки называли одним из главных ограничений деятельности от 7,4% респондентов в I квартале до 12,2% в III квартале. В конце года респонденты стали выбирать этот ответ чаще, и его доля выросла до 17,7%.
О невозможности оснастить компанию новым оборудованием, технологиями из-за ограничения импорта в IV квартале заявили 15,4% опрошенных. В конце I квартала примерно столько же респондентов выделили эту проблему, а во II квартале её значимость была выше – доля достигла значения 29,4 п.п.
В I квартале с невозможностью провести платежи с зарубежными контрагентами сталкивались менее 15% компаний. Во втором квартале 2024 года доля варианта увеличилась почти в два раза, и эта проблема возглавила список основных ограничений деятельности. В III квартале острота проблемы из-за невозможности осуществить платежи при расчётах с зарубежными контрагентами стала немного ниже, а в конце года доля вернулась к значению, полученному по итогам I квартала – 15 п.п.
Санкционные ограничения со стороны западных стран оказывали негативное влияние примерно на 20% компаний, принявших участие в мониторинге в первой половине 2024 году. Затем острота этой проблемы снижалась, в конце года 13,8% опрошенных остановились на этом варианте из списка главных ограничений деятельности.
Рост цен на зарубежную продукцию, пересмотр цен на контракты затронул 17,3% компаний в I квартале 2024 года. После этого компании реже стали отмечать этот вариант.
Во II-IV квартале порядка десятой части компаний сообщили, что им пришлось сократить инвестиционные программы или перенести их на более поздний срок. В начале года только 2,7% организаций выделили этот ответ.
И, как в 2023 году, около 10% участников отвечали из квартала в квартал, что их компании не сталкивались с какими-либо проблемами, которые могли бы негативно повлиять на финансовые показатели и экономическое положение.
Среди других ограничений и проблем, которые оказывали негативное влияние на деятельность компании, респонденты отмечали:
- задержки платежей в банках (в первой половине отчётного года с этим столкнулись от 5% до 10% компаний, а в IV квартале только 2,3% организаций сообщили, что банки задерживали платежи);
- сокращение объёмов производства компании – в I квартале производство пришлось сократить около 5% предприятий, в последующие периоды доля варианта снизилась до 2-3%. К концу года снова эта проблема начала набирать обороты, по словам 9,2% опрошенных.
Основной мерой по повышению эффективности на протяжении всего года оставалось сокращение расходов компании. Большинство – около двух третей компаний, принявших участие в опросе – отметили именно этот вариант.
Повысить цены в I-III кварталах намеревались порядка пятой части организаций. На протяжении всего года доля менялась в рамках статистической погрешности. Но к концу 2024 года повышение цен стало необходимым по оценкам сразу 36,9% компаний.
Две меры – реализация программ по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий и реализация проектов по цифровизации – заняли третье место в списке. Максимальную долю эти ответы набрали в первом квартале 2024 года – 44,4% и 41,7%, соответственно. В последующие периоды доля снизилась примерно до 26-30 п.п.
Около пятой части опрошенных в 2024 году выбирали ответ «планируем увеличивать выпуск продукции без расширения производства».
Сохранение или увеличение объёмов инвестиционных программ компании также оказалось в ТОП-5 мер. Причём по итогам III квартала доля этого варианта была максимальной – 35,2%. В остальные периоды доля составляла близкой к 25%, а в конце IV квартала она снизилась до 18%.
Менять структуру затрат без снижения выпуска и без сокращения объёма затрат планируют в IV квартале уже 17,2% организаций. В начале года этот вариант составлял приблизительно такую же долю, а во II квартале респонденты указывали его значимо реже – только в 4,5% случаев.
Начать требовать аванс со стороны покупателей готовы 15,6% компаний, согласно данным за IV квартал 2024 года. В остальные отчётные периоды доля была ниже примерно на 5 п.п.
В I квартале 16,7% участников сообщили, что их компании собираются разработать программы по замещению импортной продукции; во втором и третьем кварталах об этом заявили 21-22% опрошенных предприятий. В конце года эта мера потеряла свою привлекательность для компаний, её указали только 11,5% респондентов.
Пересмотр списка поставщиков из-за новых ограничений был в планах 20% компаний, по итогам мониторинга за I квартал 2024 года. Затем доля этого варианта снижалась, и в конце года она составила уже 13,9%.
О возможном сокращении инвестиционных программ заявила в конце года десятая часть предприятий. В I-III кварталах инвестиции были готовы сокращать 5% компаний и менее.
Отказаться от авансирования поставщиков собирались примерно 8-10% компаний. Доля менялась на протяжении года незначительно.
Около 10% респондентов выбирали на протяжении всего года ответ «планируем переориентировать экспорт продукции на рынки стран, не присоединившихся к санкциям против России». Примерно столько же компаний были готовы переориентировать предприятие на выпуск иной продукции и/или продать непрофильные активы.
Компании, в основном, готовы ограничиться снижением затрат на административные и общехозяйственные нужды. Из квартала в квартал этот вариант набирал максимальное значение – порядка 80%.
Сократить расходы на потребляемые услуги собирались около 40% компаний (в данных за III квартал 2024 года доля этого варианта достигала 49%).
В конце 2024 года 30% респондентов сообщили, что планируют перейти на более дешёвое сырьё и комплектующие. Расходы на благотворительные социальные программы собирается уменьшить четверть компаний, и 9% организаций собираются сократить расходы на персонал.
В целом, распределение данных выглядит довольно схожим образом на протяжении всего года.