30 сентября 2019 года в РСПП под председательством исполнительного вице-президента РСПП А.В.Мурычева прошло совещание по законопроекту о цифровых финансовых активах.
В совещании приняли участие заместитель Министра финансов Российской Федерации А.В.Моисеев, статс-секретарь–заместитель директора Росфинмониторинга П.В.Ливадный, член Совета директоров Банка России, директор Юридического департамента Банка России А.Г.Гузнов, директор Департамента финансовых технологий Банка России И.В.Зимин, другие представители Банка России и Минфина России, представители Государственной Думы, рабочих органов РСПП, в том числе руководитель Подкомиссии по финансовым инновациям Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности Р.А.Прохоров, член Координационного совета РСПП по вопросам цифровизации, заместитель Генерального Директора по правовым вопросам ООО «ХК «ИНТЕРРОС» О.В.Войтович, от аппарата РСПП: управляющий директор по информационным технологиям и цифровому развитию М.В.Юргелас, директор Центра по финансовой политике и финансовым рынкам А.Ю.Лисицын, директор Центра цифрового развития по координации законопроектной деятельности А.С.Сураев, а также представители Московской биржи, Росбанка и других участников рынка.
Во вступительном слове А.В.Мурычев отметил, что в июле 2019 года по результатам совещания с представителями Банка России были подготовлены предложения экспертов рабочих органов РСПП по тексту законопроекта, который рассылался по министерствам и ведомствам в июне 2019 года. В ответах, полученных от Минфина России, Банка России, Росфинмониторинга часть предложений экспертов РСПП была согласована, часть не была поддержана. Также летом (02.08.2019) был принят Федеральный закон № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который ввел понятие утилитарных цифровых прав. В связи с чем, была подчеркнута особая важность согласования положений законопроекта о ЦФА с положениями Закона об инвестиционных платформах в части оборота утилитарных цифровых прав.
А.В.Мурычев особо отметил необходимость консолидации усилий по доработке законопроекта о ЦФА для максимально оперативного снятия возможных разногласий, поскольку дальнейшее сохранение правовой неопределённости в части оборота цифровых финансовых активов, который активно развивается за рубежом, было бы крайне неблагоприятно для формирования конкурентоспособной российской цифровой экономики.
По предложению Минфина России особое внимание было уделено вопросу о самостоятельности предмета правового регулирования законопроекта о ЦФА с учетом принятия Закона о цифровых платформах. Как отметили участники совещания, включая представителей бизнеса и регуляторов, принятие законодательства о ЦФА создаст правовые условия для функционирования цифровых прав, основанных на денежных требованиях, а также комплексных цифровых прав (токенов).
В ходе обсуждения также были высказаны позиции по вопросу о регулировании обращения цифровых валют в России, о допуске на российский рынок иностранных операторов по обмену ЦФА, иностранных ЦФА. Особое внимание в ходе совещания было уделено вопросам обращения «гибридных» ЦФА, идентификации пользователей соответствующих систем, осуществлению налогообложения операций с ЦФА, сертификации средств криптографической защиты информации в системах оборота ЦФА, а также ряду других вопросов, в том числе затронутых в предложениях экспертов РСПП, ранее направлявшихся в министерства и ведомства.
По результатам обсуждения было принято решение об обобщении озвученных позиций и направлении в ближайшее время соответствующих материалов в Минфин России, Банк России, Росфинмониторинг и в Федеральное собрание Российской Федерации для организации учета соответствующих предложений и позиций при доработке законопроекта о ЦФА ко второму чтению.