Съезд РСПП 25 апреля 2024 года

Страны «двадцатки» больше не собираются спасать свои банки

©

Страны «двадцатки» больше не собираются спасать свои банки, даже самые крупные, — такое предупреждение они намерены сделать по итогам сентябрьского саммита в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге лидеры выпустят специальное заявление относительно того, что проблема too big to fail («слишком большой, чтобы рухнуть». — «Ведомости») решена раз и навсегда«, — заявил замминистра финансов Сергей Сторчак. Никто за счет средств национальных бюджетов не собирается спасать частные финансовые институты, которые перекредитовали ненадежных заемщиков и накопили проблемные активы, а потом из-за своего влияния в национальных экономиках идут к властям и просят невероятные объемы финансовой помощи, пояснил замминистра.

Размер банков в кризис становился одним из главных аргументов при принятии решения о поддержке банка (см. врез). Власти опасались паники вкладчиков, а также того, что крах гигантского финансового института ударит по его многочисленным контрагентам и вызовет «эффект домино», который приведет к краху других банков и парализует расчеты в экономике. И лишь когда кандидатов на спасение стало больше, чем страны могли себе позволить, власти стали искать другие методы борьбы с кризисом. Финансовый сектор оторвался от реальной жизни, считает Сторчак. Заместители министров финансов G20 на прошлой неделе, по его словам, выразили единодушие: именно проблемы системообразующих институтов и неправильные оценки рисков с их стороны привели к развитию мирового финансового кризиса в 2008-2009 гг.

Сейчас все международное сообщество идет по пути недопущения использования государственных средств на урегулирование финансовых проблем банков, говорил на днях зампред ЦБ Михаил Сухов.

«Несколько неожиданно: круг значимых банков специально обозначили, чтобы не дать им обанкротиться. И слова Сторчака, видимо, означают, что концепция поменялась», — удивлен предправления банка «Юникредит» Михаил Алексеев. Он полагает, что спасение банков в последний кризис стало слишком затратным и государства начинают переориентировать банки на то, что денег на их спасение нет. «Кризис на Кипре показал, что у бюджета не хватило денег и пришлось использовать средства вкладчиков», — напомнил Алексеев.

Позиция «двадцатки» — это жесткие рекомендации, некая «дорожная карта», говорит аналитик Moody’s Евгений Тарзиманов: «Для каждой страны могут вводиться разные сроки реализации, но все страны когда-либо к этому придут». В России же законодательно пока даже не введено понятие системно значимого института. «В России уникальная ситуация: почти все системно значимые институты — государственные, поэтому бюджет обязан их спасать», — добавил Тарзиманов.

Сейчас в списке системно значимых игроков в России 18 банков и две инфраструктурные организации — НРД и НКЦ, позднее он будет расширен за счет профучастников других секторов финансового рынка.

По оценкам Всемирного банка, на спасение финансовой системы России в 2008-2009 гг. государство направило 1,4 трлн руб.

Системной господдержки банков в России почти не было, говорит первый зампред правления СМП-банка Александр Левковский: ЦБ расширил доступ к ликвидности, ввел беззалоговые кредиты. «Но общих правил, под которые подпадали бы банки для спасения, какие были приняты в США, у нас принять не успели», — добавляет банкир.

«Санацию банков за счет Внешэкономбанка нельзя назвать спасением за счет государства — у ВЭБа не было обязательств, он сам выбирал, кого спасать, кого нет», — вспоминает топ-менеджер крупного банка. Даже дешевые стабилизационные кредиты давались банкам не для их спасения, а для поддержания экономики, продолжает он.

Российский ЦБ предложил банкам добровольно заключать мировые соглашения со своими кредиторами. «Я допускаю, что есть ряд кредиторов, которые готовы заключить мировые соглашения и, зная о финансовых трудностях банка, готовы добровольно уступить часть требований к нему. Или достичь других коммерческих договоренностей, которые позволят рекапитализировать банк», — сказал Сухов. Зато при ухудшении ситуации, если у банка такое соглашение есть и кредитор согласен участвовать в его оздоровлении, банк попадает под специальный режим надзора: ЦБ разрешит ему временно нарушать обязательные нормативы, как это допускается при санации. К процессу реструктуризации может подключиться и Агентство по страхованию вкладов (АСВ).

G20 предлагает отказаться от помощи банкам за счет налогоплательщиков и бюджета — именно такая модель в последнее время и используется в России, отмечает руководитель АСВ Юрий Исаев: «После списания средств акционеров ресурсы на цели санации банка на временной и возмездной основе предоставляются ЦБ, либо могут быть использованы средства фонда страхования». Речь идет о защите интересов кредиторов банка, но не его самого и его бывших собственников, резюмирует Исаев.

Ведомости

Поделитесь