Строим будущее: Инфраструктура как двигатель промышленного роста

Обложка новости

26 ноября 2024 года в рамках международного форума-выставки «Российский промышленник» состоялась сессия «Крупнейшие инфраструктурные проекты как драйвер развития отечественной промышленности».

Представители крупнейших дорожно-строительных компаний, проектных институтов, больших транспортных холдингов и концессионеры строительства первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург обсудили вопросы сохранения темпов строительства инфраструктуры в современных реалиях при высокой ключевой ставке, возможности развития промышленности благодаря реализации инфраструктурных проектов, а также системные меры государственной поддержки сектора.

На сессии выступили Президент РСПП Александр Шохин, Председатель Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Александр Ситов, директор по рискам ООО «ВСМ Две Столицы» Николай Николаенко, генеральный директор НАИК Мария Ярмальчук, заместитель руководителя Группы компаний «АБЗ- 1» Игорь Гусика. Модератором сессии стал вице-президент РСПП, Председатель Комитета РСПП по инвестиционной политике, институтам развития и государственно-частному партнёрству Игорь Вдовин.

В начале обсуждения эксперты отметили замедление темпов инфраструктурного строительства, что привело к отсрочке многих крупных проектов. Тем не менее, в кризисные времена инфраструктура в ряде стран служила катализатором развития промышленности.

Президент РСПП Александр Шохин подчеркнул, что инфраструктура действительно выступает драйвером промышленного роста, поскольку для промышленности наличие транспортно-логистической, энергетической и иной инфраструктуры является ключевым фактором развития и уже не надо доказывать то, что мультипликативный эффект вложений в инфраструктуру высокий.

«Например, на 1 вложенный рубль инвестиций в транспортную инфраструктуру экономика впоследствии получает до 5 рублей прироста ВВП за счет прямых и косвенных эффектов», - сказал Президент РСПП. Он добавил: «Инвестиции не только в транспортную, но и в социальную инфраструктуру, ЖКХ, железные и автомобильные дороги, порты, аэродромы – это действительно фактор не только экономического развития, но и вложение в будущее страны, качество жизни граждан и достижение целей национального развития».

Александр Шохин отметил, что обновление и развитие инфраструктуры до 2030 года остается приоритетом и капиталоёмкой задачей, требующей колоссальных вложений. Государство не может взять на себя полностью затраты на ее создание и развитие без механизмов государственно-частного партнерства, без привлечения частных инвестиций это сделать просто невозможно.

«Как и в предшествующие годы бизнес готов реализовывать совместные проекты, привлекать внебюджетное финансирование, в том числе через механизмы ГЧП и концессий. В нынешних условиях роль эффективных механизмов взаимодействия бюджета с частными инвестициями, как самих собственных средств инфраструктурных компаний, так и привлеченных, является одним из приоритетов. Понятно, что очень трудно в условиях высокой ключевой ставки рассчитывать на банковское кредитование для реализации проектов», - добавил он.

Александр Шохин отметил, что под 30% годовых не только инфраструктурные проекты «не летают», но и в промышленности это непосильная ноша. «Мы обсуждали приоритеты инфраструктурного строительства и вырабатывали инструменты, в том числе и на Съезде РСПП в апреле этого года и предлагали определенные решения. Сейчас этот инструментарий еще в работе. Тем не менее мы видим, что для решения таких задач, как разворот на «Восток», на глобальный «Юг», поддержка российского экспорта, выход на новые рынки необходимы серьезные вложения в инфраструктуру», - сказал Президент РСПП.

«В строительстве инфраструктуры технологический суверенитет фактически обеспечен в части материальных ресурсов и компетенций. В части машин, механизмов, инновационных решений есть резерв для роста. По железным дорогам, морским путям должны ходить современные составы, в частности строительство ВСМ Москва-Санкт-Петербург предполагает высокотехнологичное производство новых составов и локомотивов и наши компании транспортного машиностроения к этому готовы. Направлений довольно много, которые лишний раз убеждают в том, что инвестиции в развитие инфраструктуры являются либо драйвером экономического и промышленного роста, либо ограничителем, если мы замедлим развитие этой сферы», - резюмировал Президент РСПП.

Александр Ситов в своем выступлении подробно рассказал о развитии инфраструктуры и инноваций в Санкт-Петербурге. «В Санкт-Петербурге запланирована целая серия инфраструктурных проектов. На самом деле для нас инфраструктурные проекты — это не только драйвер развития экономики, но и улучшение благоприятной и комфортной среды проживания в городе, создания дополнительных условий как для перемещения продукции, так и наших горожан. Важность этих проектов нельзя недооценивать. Создаются и новые рабочие места для реализации этих инфраструктурных проектов. У нас сейчас достаточно тесная связь и позиции как лидера с агентством технологического развития. И сейчас при начале этих масштабных инфраструктурных проектов мы рассчитываем на кратный рост, как для крупной тяжелой промышленности, строительной отрасли, так и для малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга», - сказал Александр Ситов.

Николай Николаенко обратил внимание на роль развития железнодорожного транспорта в экономике. «Развитие железнодорожного транспорта играет существенную роль в отечественной экономике. Применяемые технические и технологические решения, конечно же, способствуют переходу на инновационный путь развития, в том числе и в смежных отраслях. Во многих странах высокоскоростные магистрали уже существуют и мировой опыт подтверждает, что высокоскоростные магистрали (ВСМ) является мощным антикризисным инструментом, который дает на самом деле очень сильный мультипликативный эффект для государства. Развитие ВСМ – это использование достижений науки и техники, совмещенное с развитием собственной инженерной базы, разработкой высокотехнологической отечественной продукции. Создание сети скоростных и высокоскоростных магистралей в России действительно позволит ответить на новые вызовы, обеспечить мощные стимулы научно-технической деятельности и экономической активности» - отметил Николай Николаенко.

Мария Ярмальчук в своем выступлении поблагодарила РСПП и Александра Николаевича за уже реализованные совместные проекты и пристальное внимание к развитию инфраструктурной отрасли в целом, рассказала о ключевых драйверах и ограничителях инфраструктурного роста. «Первое, что хочется сказать, что действительно отрасль дорожного строительства за последние годы вышла на пик своих возможностей. Строительная отрасль впервые достигла технологического суверенитета. Основной драйвер - это стройка. С одной стороны, при движении «вправо» и текущей ключевой ставке, конечно же достаточно сложно запускать инфраструктурные объекты, в том числе конституционное соглашение. Нам нужно определиться с теми приоритетами, которые у нас есть. ВСМ Москва-Питер, определенно, приоритет и мы все понимаем, что проекту быть и действительно это существенный вклад в технологическое развитие и поддержку отрасли. В следующем году, к сожалению, не такое большое количество объектов будет стартовать, но они будут. Для того, чтобы не прерывать эту последовательность строительства и ритма, которые набраны, на наш взгляд, первое, что необходимо сделать, так это обеспечить наличие готовых проектных решений для старта объекта, которые, возможно, за полгода или год допроектировать. С другой стороны, даже при текущий ключевой ставке возможны решения при поддержке Правительства и Центрального Банка, которые позволили бы в приоритетные проекты привлечь внебюджетное финансирование», - отметила спикер.

В продолжение темы развития инфраструктурных проектов Игорь Гусика рассказал о ситуации в регионе. «С нашей точки зрения крупный для нашего региона проект, это один из крупнейших проектов в сфере общественного транспорта – строительство трамвайной сети по маршруту «ст.м. Купчино-Шушары-Славянка, позволяющей значительно экономить время в пути, а именно 2,5 минуты в день, что за год составляет 11 суток. Проект также позволяет создать дополнительные возможности транспортного строительства коммуникаций и возможность строительства ответвления в аэропорт Пулково, что также является конкурентом для строительства иных видов транспортного следования между аэропортом и станциями метро, а также для строительства ответвлений трамвайных линий в будущий кампус Санкт-Петербургского университета», отметил руководителя Группы компаний «АБЗ- 1».

Международный Форум-выставка «Российский промышленник - 2024» проходит с 26 по 28 ноября в Санкт-Петербурге на площадке КВЦ «Экспофорум». «Российский промышленник» — это крупнейшая дискуссионная площадка международного уровня в России для анализа тенденций развития промышленного комплекса, определения основных направлений роста отраслей экономики и поиска оптимальных решений для преодоления существующих вызовов. В текущем году ключевыми треками форума стали: перспективы развития промышленности, технологический суверенитет, клиентоориентированность, рабочие и инженеры, молодой промышленник и предприниматель, открытая промышленность, международная кооперация.

РСПП традиционно выступил в роли соорганизотора. Официальный сайт форума - promexpo.expoforum.ru.

Поделитесь