Тратить команды не было: социальные расходы сжимаются в ожидании бюджета

Участники вчерашнего правительственного совещания по социальным расходам федерального бюджета на 2016-2018 годы не смогли убедить премьер-министра Дмитрия Медведева принять окончательное решение об уровне индексации пенсий. Как заявили в пресс-службе Минтруда, обсуждение этого вопроса будет продолжаться дальше. Однако общая тенденция сокращения социальных расходов видна уже и на региональном уровне, констатируют аналитики РАНХиГС.

Вчера премьер Дмитрий Медведев провел совещание по расходам федерального бюджета на 2016-2018 годы в сфере охраны здоровья, социального обслуживания, культуры, образования и науки — первое из серии бюджетных совещаний, которые необходимо провести правительству после утверждения базового варианта проектировок Минфина на прошлой неделе. Как заявили по его итогам в пресс-службе Минтруда, обсуждение вопросов, связанных с формированием бюджета по этим направлениям, будет продолжаться и дальше (по данным "Ъ", следующее совещание может быть назначено на понедельник). Ожидаемо не было принято решение и по наиболее спорному вопросу бюджетного процесса — индексации пенсий и социальных выплат в 2016-2018 годах (варианты предусматривают повышение по фактической или по прогнозной инфляции). После встречи чиновников глава Минфина Антон Силуанов снова напомнил, что индексация на 5,5% была изначально заложена в бюджете на 2015-2017 годы и Минфин, таким образом, просто "берет за базу решения, которые уже были приняты".

Тем временем, как следует из подготовленного Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС бюллетеня "Экономический кризис — социальное измерение", социальные расходы региональных бюджетов уже демонстрируют негативные тенденции. Хотя в целом по регионам они пока незначительно растут (на образование — на 1%, на здравоохранение — на 5% или на 6,7%, учитывая бюджеты территориальных фондов ОМС, на социальную политику — на 6%), число регионов, начавших программы сокращения соцрасходов, вдвое превышает показатели 2014 года. За первый квартал 2015 года расходы на образование сократили 26 регионов (в 2014 году — только 9), на здравоохранение — 21 регион (в 2014 году — 8), на социальную политику — 16 регионов (в 2014 году - 3).

При этом, как указывают авторы доклада, соцрасходы бюджетов регионов относительно равномерно распределены по году — и динамика за первый квартал вполне показательна. Там же, где сокращений не было, главным аргументом в пользу этого стали политические, а не экономические мотивы — в части из этих субъектов РФ в сентябре пройдут выборы губернаторов, и поэтому расходы на соцзащиту пока остаются в приоритете. Политически чувствительные расходы на соцзащиту (выплаты пособий населению, в том числе "лужковских" надбавок к пенсии) росли и Москве, но, хотя доходы бюджета города сократились минимально, достаточно жестко были сокращены расходы на образование и здравоохранение.

Лидером в региональном рейтинге по сокращению не только социальных, но и других видов расходов в первом квартале 2015 года оказалась Чечня — субъекту был сокращен трансферт из федерального бюджета. На втором месте оказалась Тюменская область, притом что ее бюджет в отличие от Чечни наращивает профицит. Также сокращали все виды социальных расходов Республика Карелия и Архангельская и Саратовская области — из-за снижения доходов бюджета или большого долга. Оптимизацию, как и в Москве, проводили Костромская область и Пермский край, а Ростовская область и Забайкальский край сократили расходы на образование и соцполитику.

Процесс оптимизации соцрасходов в регионах стал массовым, несмотря даже на некоторое улучшение ситуации с доходами бюджетов субъектов РФ, констатируют авторы доклада. Суммарный профицит регионов составил 12% — впрочем, это типично для первого квартала, так как основные расходы бюджетов приходятся на конец года. При возможном ухудшении динамики доходов в перспективе сокращение соцрасходов ускорится и охватит еще большее число регионов. Кроме того, накопившиеся бюджетные проблемы уже привели к ухудшению доступности и качества соцуслуг из-за сжатия сети учреждений и дефицита финансирования. Платная медицина и соцуслуги при этом не станут альтернативой — реальные зарплаты населения также сократились за первый квартал на 10,2%.

Коммерсантъ

Читайте также:
Министерство финансов ради экономии бюджета предлагает отмечать памятные даты раз в сто лет

В 2016-2017 гг. бюджет недополучит 3,4 трлн рублей

Поделитесь