Требования выполнения майских указов Президента Владимира Путина в 2015 году могут быть ослаблены

Требования выполнения майских указов президента Владимира Путина в 2015 году могут быть ослаблены. В принятом в минувшую пятницу во втором чтении проекте федерального бюджета на следующий год Минфин существенно сокращает объем дотаций регионам на поэтапное повышение оплаты труда бюджетников — учителей, врачей и вузовских преподавателей. По данным "Ъ", приостановка майских указов может и не требовать формального объявления. Вернуться же к прежним темпам повышения зарплат сейчас планируется в 2016 году, хотя средства у Минфина на эти цели, скорее всего, появятся раньше.

Впервые о возможности приостановки выполнения указов президента в сентябре 2014 года упомянул министр финансов Антон Силуанов: чиновник допустил, что "темп роста зарплат в бюджетной сфере" может быть "несколько замедлен". Теперь решение принято окончательно, заявил "Ъ" источник в аппарате правительства, "но мы его официально никак не комментируем". "На государственном уровне принято решение об определенном торможении процесса повышения зарплат",— подтвердил "Ъ" ректор Высшей школы экономики, депутат Мосгордумы Ярослав Кузьминов. По данным "Ъ", комментарии к стратегии выполнения майских указов Владимира Путина могут появиться в послании президента Федеральному собранию в декабре, но в целом о приостановке указов может и не быть объявлено: технической необходимости у правительства и администрации в этом нет. Официально о каких-либо изменениях в режиме исполнения майских указов не сообщалось.

Владимир Путин сразу после инаугурации в мае 2012 года подписал пакет указов, касающихся социальной сферы. Согласно этим документам, уже с 2012 года зарплата учителей должна равняться средней по региону и не опускаться ниже этой планки. К 2018 году зарплата работников культуры и преподавателей колледжей должна достичь того же уровня, а у врачей, вузовских преподавателей и научных сотрудников — превысить среднюю по региону вдвое. Владимир Путин неоднократно заявлял, что за неисполнение этих требований грозит "публичная политическая персональная ответственность", администрация президента проводит постоянный мониторинг выполнения указов с июня 2012 главами регионов.

Зарплаты упомянутым в майских указах бюджетникам начисляются в основном из муниципальных (врачи и учителя), в меньшей степени региональных (врачи, преподаватели) и ведомственных (преподаватели) бюджетов. Регионы получают из федерального бюджета дотации на эти цели. "Регионы, Минобрнауки, Минздрав, Минтруд и Минкультуры оценивают, сколько нужно дополнительных средств, после чего подают заявку,— так описал механизм собеседник "Ъ" в аппарате правительства.— Однако в этом году Минфин заявил, что не выделит денег на обеспечение роста зарплат по указам. Только средства для ежегодной индексации по инфляции — 5,5%".

С бюджетной точки зрения майские указы должны выполнять именно регионы, и недостаточность дотаций Минфина не означает, что губернатор не должен их найти самостоятельно — например, сокращением других расходов. Кроме того, снижение темпов роста номинальных средних зарплат, с которыми сравниваются зарплаты врачей и учителей, частично сделает майские указы выполняемыми автоматически, без допфинансирования. Фактически о приостановке майских указов не нужно объявлять — достаточно и временного прекращения давления на регионы в этом вопросе или даже смягчения критериев выполнения указов, о чем губернаторы просили Кремль еще летом 2014 года.

В части регионов уверены, впрочем, что майские указы уже приостановлены на 2015 год де-факто. "Я не готов это подробно комментировать, но сдвиг выполнения указов на год запланирован для того, чтобы пройти наиболее тяжелый кризисный период,— заявил "Ъ" господин Кузьминов после слушаний в Мосгордуме, посвященных столичному образовательному бюджету.— Средства на оплату труда бюджетников, упомянутые в указах, запланированы на 2015 год в том же объеме, что и в 2014 году, без прироста". Но, добавляет он, "у столицы есть возможность приостановиться" — "рост зарплат в коммерческом секторе тоже замедлится".

По данным Счетной палаты, объем федеральных дотаций по майским указам в 2014 году составлял 120 млрд руб., в том числе 20 млрд руб.— нераспределенный резерв. В проекте бюджета на 2015 год на те же цели выделено всего лишь 80 млрд руб., распределены только 60 млрд руб. "Существуют риски неполного выполнения задачи по повышению уровня оплаты труда",— предупреждают в Счетной палате. Впрочем, доходы региональных бюджетов на 2015 год в момент составления бюджета (август-сентябрь 2014 года) планировались выше доходов этого года из-за восстановления налогов на прибыль и акцизов. Кроме того, исполнение майских указов может осуществляться и ростом зарплат при сокращении персонала школ и больниц — в Москве это происходит с 2013 года, пик оптимизации придется как раз на 2015 год.

Часть регионов уже готовится к приостановке майских указов. "Планы на следующий год у нас довольно скромные,— рассказал, в частности, депутат думы Чукотского автономного округа, попросивший не называть его имени в СМИ.— Мы уже решили, что в здравоохранении зарплаты повышать не будем, постараемся сохранить хотя бы нынешний уровень. В других сферах — аналогичные проблемы". Из федерального бюджета в этом году на Чукотку пришлось около 270 млн руб. дотаций, в 2015 году ожидается лишь 86 млн руб. Ситуация и в других регионах схожая. Санкт-Петербург в 2014 году должен получить 2,675 млрд руб., в 2015 году ждет лишь 1,293 млрд руб. Дагестан в этом году получил 1,862 млрд руб., а в следующем — только 1,172 млрд руб. Мордовии федеральный бюджет выделял 505 млн руб., теперь — 271 млн. руб. (полный список регионов и данные по ним опубликованы на сайте "Ъ").

Как сообщили "Ъ" в Минобрнауки, в рамках майских указов ведомство отвечает за повышение зарплат только "профессорско-преподавательскому составу вузов". "Ранее в федеральном бюджете были предусмотрены дополнительные 41,3 млрд руб. на 2015 год и 66,2 млрд руб. на 2016 год,— рассказывают в министерстве.— В проекте федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 года эти ассигнования были сокращены примерно на 21 млрд руб. ежегодно": то есть в 2015 году Минобрнауки получит вдвое меньше денег для выплаты зарплат. Чтобы изыскать средства, ведомство готовит "активные оптимизационные мероприятия, в том числе продолжение реструктуризации сети вузов".

Отметим, конструкция бюджета в 2015 году предполагает значительную свободу Минфина в предоставлении дополнительных трансфертов: только официальный резерв Минфина составляет, по словам замминистра Татьяны Нестеренко, 130 млрд руб. На практике он будет, видимо, не менее чем вдвое больше (см. "Ъ" от 17 ноября), то есть вернуться к софинансированию майских указов Кремль и Белый дом могут по ситуации. Тем не менее неофициальная информация о том, что исполнение майских указов может быть отложено на год, уже вызвала у преподавательских профсоюзов намерение протестовать. Так, сопредседатель межрегионального профсоюза работников высшей школы "Университетская солидарность" Михаил Лобанов заявил "Ъ", что в конце 2014--начале 2015 года профсоюз планирует провести крупные протестные акции. "Мы намерены объединиться с медиками и школьными учителями, которые столкнулись с теми же проблемами, для совместных действий. Власти обозначили курс на сворачивание социальной сферы, вернуть ситуацию в сколько-нибудь нормальное русло сейчас можно только массовым коллективным протестом".

Газета "Коммерсантъ" №208 от 18.11.2014

Читайте также:
Впервые за пять лет в России упали реальные зарплаты

Поделитесь