ЦБ подвел баланс «войны санкций»

Сложившаяся после введения второй волны санкций ситуация, как ни странно, удобна и России, и Западу. Но запущенные в Москве механизмы эскалации остановить будет трудно.

Идя на присоединение Крыма, российское руководство не могло не сознавать, что этот шаг вызовет реакцию международного сообщества. Все имеет свою цену, как напомнил недавно Барак Обама. И возможность разом поставить на место Украину, напомнить Западу, что Россия продолжает являться опасным геополитическим игроком, а заодно и консолидировать поддержку текущего политического курса внутри страны стоит, по мнению Москвы, известных имиджевых и финансовых потерь. В то же время в дальнейшем усилении санкций, чреватом трудно прогнозируемыми последствиями — например, затруднением деятельности крупных российских банков и госкомпаний, а в перспективе потерей украинского и европейского газовых рынков, — Россия не заинтересована.

С точки зрения Запада, создание прецедента, каковым является присоединение территории чужого государства близ границ Европы, и необходимость продемонстрировать верность обязательствам по Будапештскому соглашению требуют ответной реакции. В то же время, учитывая уровень поддержки присоединения среди населения Крыма и явное нежелание иностранных лидеров обострять ситуацию, Запад также был бы заинтересован в том, чтобы ограничиться введенными санкциями. Точечные санкции — скорее предостережение. Они демонстрируют серьезность намерений Запада (в том числе готовность к шагам, которые могут иметь серьезный обратный эффект), но пока относительно безболезненны и наносят России прежде всего репутационный ущерб.

Теоретически Москва могла бы сейчас вывести тему санкций из центра внимания, тем более что они формально несут низкий мобилизующий эффект (крановщику из Воронежа не близки транзакционные издержки братьев Ротенбергов).

Но механизмы разогрева российского общественного мнения приводились в движение так долго и старательно, градус воодушевления, точнее, истерики так высок, что остановить поднятую волну крайне трудно. Отсутствие ответных мер будет выглядеть слабостью. Мобилизация электората за счет внешнего конфликта имеет краткосрочный эффект, на фоне экономических трудностей рейтинги опять упадут — придется снова их поднимать за счет конфликта.

«Думаю, мы должны пока воздержаться от ответных шагов», — сказал в пятницу Владимир Путин, комментируя решение минфина США и планы Украины ввести визы. Но в тот же день пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заметил, что реакция Москвы не заставит себя ждать, причем «каждый раз мы будем отвечать зеркально», представитель МИДа Александр Лукашевич заявил, что Россия «не останется в долгу и ответит жестко на расширение санкционного списка США», замглавы Минэкономразвития Алексей Лихачев дал понять, что его ведомство «прорабатывает» вопрос об ответных мерах, а депутаты Госдумы вспомнили старые идеи о национальной платежной системе.

Ведомости

 

Читайте также:

Российский и иностранный бизнес выступил за мирное урегулирование украинского кризиса и против санкций

Россия хочет добиться отмены санкций США через ВТО
 

Поделитесь