Центробанк не даст инфляцию в обиду

© Пресс-служба РСПП

Решение о замораживании тарифов на следующий год принято, говорил на прошлой неделе после совещания у президента министр экономического развития Алексей Улюкаев: тарифы на газ и электроэнергию не будут индексироваться ни для промышленности, ни для населения; тариф на перевозку грузов по железной дороге также будет заморожен, а вопрос с тарифом на пассажирские перевозки не принципиален — выпадающие доходы РЖД все равно компенсируются из федерального бюджета.

Вчера выяснилось, что правительство пересмотрело решение. Тарифы в следующем году не изменятся только для промышленности, заявил Улюкаев, для населения тарифы монополий, а также на теплоэнергию вырастут на 4,2% — т. е. на 70% инфляции текущего года. В 2015-2016 гг. тарифы для населения также планируется индексировать по формуле «инфляция прошлого года, умноженная на 0,7», а тарифы для промышленности — увеличивать на инфляцию.

Частичное замораживание тарифов — контрциклическая мера, объяснил Улюкаев: благодаря экономии на тарифах предприятия увеличат инвестиции, что ускорит прогнозный рост ВВП в 2014 г. с 2,8 до 3%. При полном отказе от индексации тарифов рост цен не превысит 4,6%, предполагало Минэкономразвития. С учетом роста тарифов для населения прогноз повышен до 4,8%, признал Улюкаев.

Индексация тарифов монополий для населения стала сюрпризом для председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной.

В прошлую пятницу ЦБ объявил, что постарается удержать инфляцию в 2014 г. в пределах 4,5% — исходя из полного замораживания тарифов. Индексация для населения может увеличить инфляцию, по мнению Набиуллиной, не на 0,2, как считает Минэкономразвития, а на 0,5 процентного пункта. «Это в конечном счете сказывается и на процентных ставках кредитов, и на тех же издержках компаний», — предупредила она.

«Эльвира Сахизадовна обратила внимание только на 2014 год. Но если посмотреть на 2015-2016 гг., то формула “инфляция минус” означает значительно меньший темп индексации тарифов для населения, чем это предполагалось прежде», — заспорил с председателем ЦБ Улюкаев. По совокупности инфляционная нагрузка в течение трех лет будет не увеличиваться, а уменьшаться и будет более плавно распределена по годам.

Председатель правительства Дмитрий Медведев поддержал Улюкаева, приняв решение о частичном замораживании тарифов. «Сегодня появится протокол заседания правительства, не исключено, что какие-то вопросы будут обсуждены еще раз», — комментирует пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова: у правительства есть время до 1 октября, когда проект федерального бюджета должен быть внесен в Госдуму.

Но ЦБ, видимо, смирился с решением правительства. Совет директоров ЦБ на ближайшем заседании может пересмотреть целевые ориентиры инфляции на 2014-2016 гг., передала через пресс-службу первый зампред ЦБ Ксения Юдаева: действующие таргеты — 4,5% в 2014-2015 гг. и 4% в 2016 г. — устанавливались с учетом макропрогноза, предполагавшего неизменность регулируемых тарифов в 2014 г. и их индексацию на уровне инфляции в 2015-2016 гг.

Условием для возможного снижения впервые установленной в прошлую пятницу ключевой ставки (5,50%) ЦБ называл замораживание тарифов для всех потребителей — и такое было возможно, говорит главный экономист ING Дмитрий Полевой: «Цель по инфляции на следующий год в 4,5% была вполне достижима». Сейчас же, в условиях частичного замораживания, инфляция может замедлиться лишь до 5%, что превышает целевой уровень, и у ЦБ, планирующего перейти к инфляционному таргетированию с 2015 г., появляется формальный повод не снижать ставки и даже их повысить — вынужденно, пригрозила Набиуллина.

На уступку ЦБ рассчитывать не стоит, участники рынка уже увидели непреклонность ЦБ, продолжает Полевой: даже пессимисты ожидали, что Банк России снизит ставку как минимум на 50 базовых пунктов до конца этого года, но на последнем заседании ЦБ дал понять, что на снижение ставки в октябре не пойдет — из-за того, что инфляция держится выше целевого ориентира на нынешний год: 6,3% против 6%.

Если ЦБ не сможет смягчить монетарную политику, ставки банковских кредитов тоже не снизятся, денежные ресурсы останутся дорогими — а это может полностью нивелировать позитивный эффект от замораживания тарифов, прогнозирует главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Уступка монополиям в виде частичного замораживания на самом деле не сильно поможет им: при полном варианте компании теряли 400 млрд руб., теперь выпадающие доходы — 300 млрд руб., подсчитывает Орлова. Ставка на то, что все другие компании направят сэкономленные деньги на инвестиции, вообще утопична, уверена экономист: «Тарифы замораживаются лишь на год, неопределенность в будущем по-прежнему сохраняется, а значит, деньги пойдут либо на выплату дивидендов, либо на рост текущих расходов».

Не увеличить тариф на теплоэнергию для населения нельзя — вырастут убытки предприятий ЖКХ, объяснил «Ведомостям» сотрудник Минэкономразвития: во многих регионах котельные используют не газ, а уголь и мазут, цены на которые правительство не регулирует.

Ведомости

Поделитесь