У налоговиков появятся новые способы добывать информацию из офшоров

Правительство утвердило и опубликовало на сайте типовое соглашение об обмене налоговой информацией. До сих пор эта процедура была описана в действующем сейчас типовом соглашении об избежании двойного налогообложения и в договорах с конкретными странами.

Россия не может заключать с офшорами соглашения об избежании двойного налогообложения, но может — об обмене информацией, объясняет партнер PwC Екатерина Лазорина. После появления типового соглашения Россия начнет активные переговоры о заключении договоров с конкретными офшорами, говорит чиновник Минфина, и прежде всего с теми, от которых хочет получать информацию — Британские Виргинские острова, острова Гернси и Джерси. Отказаться офшорам будет сложно — они подписали модельное соглашение ОЭСР и обращались к России с такими просьбами, уверяет он.

Именно на этом документе ОЭСР основано российское типовое соглашение, говорит партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. Офшорам может потребоваться время на подготовку договоров вплоть до 2018 г., осторожен чиновник.

Возможен и пересмотр действующих соглашений об избежании двойного налогообложения, считает Захаров: обычно капитал импортируется и экспортируется в Россию не напрямую из офшоров (см. график), а через транзитные юрисдикции, наиболее популярны Кипр, Нидерланды и Люксембург.

Соглашения с другими юрисдикциями, например с Кипром, вряд ли будут пересматриваться, считает чиновник: они и так почти не ограничивают информационное сотрудничество, в том числе способы, описанные в новом типовом соглашении, все зависит от готовности стран.

Типовое соглашение предусматривает участие российских налоговиков в проверках за рубежом, с разрешения иностранных коллег они смогут присутствовать на опросах и при проверке документов. Выезжать для проверок в страны, с которыми есть соглашения, уже случалось, рассказывает сотрудник ФНС, результат был. Типовое соглашение позволяет требовать информацию не только о номинальных держателях акций, но и обо всей цепочке собственников, об учредителях трастов и фондов, их бенефициарах. Добиваться этих данных можно и сейчас, отмечает Захаров. Основные процедуры закреплены в действующих соглашениях, согласна Лазорина.

Типовое соглашение, как и модельный документ ОЭСР, предусматривает и ограничения, предупреждает Захаров, в нем прямо указано, что налоговикам может быть отказано в получении данных о публичных компаниях и открытых фондах, если возникают несоизмеримые трудности. Без четкого обоснования и описания запроса офшоры смогут отказаться предоставить сведения, придется также указывать, что ФНС исчерпала все возможности получить эту информацию в России. Запрос может быть отклонен, если противоречит действующему в конкретной стране «публичному порядку». Придется ФНС думать и о тратах офшоров на сбор данных — «чрезвычайные расходы» могут быть переложены на сторону, запрашивающую информацию.

Будут возникать вопросы качества информации — действительно ли бенефициар фактический, вся ли цепочка собственников раскрыта, предупреждает Захаров. Если страна предоставит неверные сведения о бенефициаре и ФНС это поймет, у России найдутся инструменты давления, уверен чиновник Минфина. Можно обратиться в Глобальный форум ОЭСР по налоговой прозрачности, который проверяет качество информационного сотрудничества, и попросить внести страну в черный список (см. врез), объясняет чиновник. Многие офшоры уже признаны сотрудничающими юрисдикциями и не хотят оказаться в черных списках ОЭСР и развитых экономик, говорит Захаров.

Читайте также:
РСПП утвердит свою версию законопроекта о "деофшоризации"

Офшоры пустят по этапу: законопроект о контролируемых компаниях решено вводить частями

Поделитесь