У России осталось пять лет на структурные реформы, предупреждает министр экономического развития Андрей Белоусов

© Пресс-служба РСПП

У России осталось пять лет на структурные реформы, предупреждает министр экономического развития Андрей Белоусов. Без них российскую экономику ждет стагнация

Через пять лет начнется перестройка мирового энергетического баланса, которая может привести к снижению мировых цен на нефть на 20-30% — с нынешних $100 до $70-80, заявил вчера Белоусов на коллегии Минэкономразвития: «Критически необходимо, чтобы Россия вошла в этот период с завершенными преобразованиями хотя бы по основным параметрам».

По мнению Белоусова, за пять лет власть должна провести масштабные реформы, стоимость которых он оценил в 7,5% ВВП, или 3,5-5 трлн руб. в год. Это реформы здравоохранения и образования (1,7% ВВП), бюджетного сектора, пенсионной системы и ЖКХ (еще 0,6%), модернизация армии (1,5%), строительство новых дорог и генерации (1,8%), развитие Дальнего Востока и Калининграда (0,4%), сокращение нефтегазового дефицита через развитие несырьевой промышленности (еще 1,5% расходов).

При темпах роста ВВП на 3% ежегодно и с учетом того, что через бюджетную систему перераспределяется только треть прироста ВВП, нужный для реформ капитал удастся накопить только через 10 лет, и еще пять лет уйдет на сами преобразования. Столько времени у России нет, констатировал Белоусов: «Окно возможностей составляет три, четыре, максимум пять лет».

Найти деньги на реформы можно, ускорив экономический рост до 5-6% в год. Для этого Белоусов предлагает наращивать инвестиции и несырьевой экспорт, повышать производительность труда, развивать малый и средний бизнес. Валовые и национальные сбережения составляют почти 30% ВВП, а сами инвестиции в основной капитал — только 20% ВВП. Уже через три года объем инвестиций можно увеличить до 25%, если улучшить инвестклимат, понизить ставки и реализовать крупные инфраструктурные проекты, уверен Белоусов. Объемы несырьевого экспорта он считает «позорными». При ВВП в $2 трлн и объеме машиностроения в $173 млрд Россия экспортирует машинное оборудование на $27 млрд — это показатели Южной Кореи и Тайваня 20 лет назад. Дело не только в низком качестве российской продукции, но и в неразвитости инструментов поддержки экспорта, констатировал министр.

Если реализовать эти четыре меры, то уже в 2014-2016 гг. экономика выйдет на траекторию 6%-ного роста, а затем ускорится до 7% или даже больше, обещает Белоусов. Четыре процентных пункта роста дадут увеличение потребления вслед за повышением производительности труда и реальной зарплаты. Еще 3 п. п. — за счет роста инвестиций и 0,5-1 п. п. — за счет наращивания экспорта. Ускорить реформы можно, если активнее тратить нефтегазовые доходы на инфраструктуру, но нужно политическое решение (см. врез). Сейчас снова, как в годы первых пятилеток, справедлива формула «потеря темпов равнозначна потере курса», резюмировал Белоусов.

Это речь не министра, а будущего помощника президента по экономике, полагают трое сотрудников Минэкономразвития. «Белоусов выступил с программной речью, по сути — с программой реформ, хотя обычно министры фокусируются на более узких задачах министерства на текущий год», — отмечает один из собеседников «Ведомостей».

Вероятность того, что Белоусов перейдет в администрацию президента, очень велика, подтверждает высокопоставленный сотрудник аппарата правительства: «Он изначально хотел туда, но не нашлось места, так как помощником стала Эльвира Набиуллина». Сам Белоусов вчера не стал опровергать возможный переход в Кремль: «Если будет такое решение президента и председателя правительства, я его, безусловно, исполню. Но для меня критически важно, чтобы курс работы министерства, то, что мы заложили за прошедший год, чтобы это все не изменилось и не пропало».

Катастрофы за углом нет, но то, что экономика серьезно тормозит и реформы нужны, очевидно, говорит главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров: «Белоусов сгущает краски, но без этого протолкнуть реформы невозможно». Но даже при запуске реформы добиться в 2014-2016 гг. роста экономики на 5-6% нереально, эффект от преобразований будет через 3-5 лет, отмечает эксперт. По мнению Тихомирова, вызовом ближайших лет станет сокращение работоспособного населения.

Ведомости

Поделитесь