Участники Недели российского бизнеса обсудили возможности устранения административных барьеров и оптимизации госконтроля

© Управление корпоративных отношений и правового обеспечения

Обложка новости

Фотогалерея

18 марта 2014 года в рамках Недели российского бизнеса в Москве прошла конференция «Устранение административных барьеров, оптимизация государственного контроля и противодействие коррупции».

Первая сессия мероприятия была посвящена задачам государства и бизнеса в сфере снижения административных барьеров и оптимизации контрольно-надзорной деятельности. Ее открыл Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, который отметил избыточность государственного контроля и недостаточность его эффективности как одну из наиболее чувствительных тем для российского бизнеса. Избыточность контроля со стороны государства провоцирует рост коррупции, поэтому независимо от вида госконтроля принципы, процедуры и механизмы проверок должны быть единообразными; по каждому виду контроля требования к подконтрольным субъектам - исчерпывающими. Также нужно уделить внимание созданию Единого портала проверок, на котором обязательно нужно размещать информацию обо всех стадиях, а главное – о результатах проверок, подчеркнул А.Шохин. Не стоит забывать и об иных экономико-финансовых механизмах контроля, в том числе о передаче части функций по контролю со стороны государства самому бизнесу. Очевидно, что структура контрольно-надзорных органов должна подвергнуться совершенствованию и модернизации. В подтверждение этого тезиса председатель Комитета РСПП по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и устранению административных барьеров Андрей Варичев ознакомил аудиторию с некоторыми положениями доклада о контрольно-надзорной деятельности в России, подготовленном Комитетом РСПП. Доклад посвящен изучению актуальных проблем исполнения контрольно-надзорных полномочий и поиску их решений.

По словам директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Талии Хабриевой, в сфере административных барьеров появились новые вопросы, для решения которых необходимо изменять стратегии, к примеру, работать над единой европейской концепцией регулирования предпринимательской деятельности. Также Хабриевой был затронут вопрос особенностей судебной системы: ресурс частного права не справляется с воздействием публичного, последнее превалирует, поэтому необходимо стремиться к балансу грамотного сочетания общественных и частных интересов.

Статс-секретарь, заместитель Министра экономического развития РФ Олег Фомичев высказал мысль о том, что назрела необходимость выработки и установки точных требований относительно эффективности или неэффективности госконтроля. Также нужно рассмотреть вопрос введения запрета на одностороннюю проверку компаний со стороны госорганов. Фомичев подчеркнул важность борьбы с избыточностью госконтроля со стороны предпринимательства, потому что каждое неэффективное регулирование – это повышение его издержек и снижение его конкурентоспособности, причем свои оценки регулирования должны быть и у государства, и у бизнеса.

Директор Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Андрей Клименко рассказал, что в России не всегда прослеживается принцип экономической рациональности введения тех или иных контрольных норм. Сегодня идет процесс разработки концепции федерального закона о государственном и муниципальном контроле. Отсутствие четко прописанных норм приводит к субъективизму в контрольной деятельности. Кроме того, существует проблема в судебной системе: суды зачастую вынуждены рассматривать довольно сложные технические вопросы, но не всегда обладают достаточным уровнем профессионализма, в то время как точная база тех или иных решений не проработана.

Вице-президент и генеральный директор представительства Kinross Gold в России Лу Наумовски рассказал об административных барьерах в добывающей промышленности, с которыми сталкиваются компании в рамках своей деятельности в РФ. Наиболее актуальной эта тема становится в нашей стране: сектор российской экономики, связанный с недропользованием, является одним из центральных.

Директор Института государства и права РАН Андрей Лисицын-Светланов полагает, что важнее всего сконцентрироваться на организационно-правовых аспектах совершенствования госконтроля. Он наметил основные задачи контрольно-надзорной деятельности, в том числе обеспечение баланса свободы договора и справедливого функционирования рынка в сочетании с защитой интересов различных социальных групп.

А.Лисицын-Светланов полагает, что необходимо отказаться от ведомственного контроля рынка, четко определить контрольные полномочия государственных органов в вопросах безопасности и внешней политики, а также понять, как должна строиться служба контроля при отказе от ведомств: по правительственному или президентскому пути. При принятии решения об административных методах, которые использует государство, важно учитывать зарубежный опыт, например, США.

Вторая сессия конференции, которую также открыл Президент РСПП Александр Шохин, была посвящена международным стандартам и корпоративным практикам противодействия коррупции.

Начальник Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции Олег Плохой рассказал о появлении большого количества правовых институтов, занимающихся введением новых антикоррупционных стандартов (например, на зарубежную недвижимость и иностранные счета для госслужащих), а также новых статей в уголовном кодексе. Сегодня необходимо заняться скорейшей реализацией этих правовых изменений, так как количестве деяний в сфере коммерческого подкупа значительно увеличилось. Создана специальная рабочая группа по взаимодействию с бизнесом, и теперь правовые инициативы обсуждаются совместно: примут ли они статус закона или же указа Президента. Кроме того, Плохой отметил, как важно, чтобы экспертизой нормативно-правовых актов занимались профессионалы и эксперты, а бизнес-сообщество имело возможность высказаться по тем или иным правовым новшествам и уже существующим практикам.

Директор Департамента развития государственной службы Министерства труда и социальной защиты РФ Дмитрий Баснак посвятил свое выступление реализации статьи 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» , в которой организациям рекомендуется принять ряд аниткоррупционных мер: определение подразделения, , ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, сотрудничество с правоохранительными органами, принятие кодекса этики и др. Чтобы воздействие от реализации этих мер было ощутимым, необходимо учесть как международные практики, так и накопленный Россией опыт и распространить их среди организаций, которые только начинают противодействовать коррупции.

В заключительной части конференции представители различных компаний разъяснили особенности корпоративной антикоррупционной политики на практических примерах. Председатель правления и управляющий партнер КПМГ в России и СНГ Олег Гощанский посвятил свою речь антикоррупционным планам развития крупнейших компаний, занимающихся активной деловой деятельностью на международной арене. Он объяснил, что для организаций, являющихся мировыми лидерами, уже недостаточно хорошо выполнять свою работу, нужно также иметь и определенную организационную структуру для противодействия коррупции. Партнер юридической фирмы VEGAS LEX Михаил Сафаров рассказал об исследовании VEGAS LEX, посвященном проблемам корпоративного мошенничества. Он заметил, что крупные компании считают проблему коррупции важной и готовы к внедрению системных мер по ее решению, а малые и средние – пока нет. При этом на уровень внутренней антикоррупционной деятельности влияет и стадия развития компании, и ее корпоративная культура, и ориентация на внешний рынок.

Завершающим спикером конференции стал заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Анатолий Капустин. Темой его доклада были особенности международного законодательства по противодействию коррупции, то, какое влияние оно оказывает как на развитые, так и на развивающиеся страны.

Предложения участников конференции, их практический положительный опыт будут обобщены и использованы при формировании предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы, касающейся устранения административных барьеров, оптимизации госконтроля и противодействия коррупции.

Поделитесь