Уступки только нефтяникам: Минфин подготовил новый антиофшорный законопроект

Минфин опубликовал новую версию поправок в Налоговый кодекс о контролируемых иностранных компаниях (КИК). Закон обяжет собственников КИК — и юридических, и физических лиц — платить в России налоги с нераспределенной прибыли зарубежных структур.

Обязать бизнес платить налоги с прибыли офшорных холдингов президент Владимир Путин потребовал в конце прошлого года. С начала весны шло противостояние Минфина с бизнесом: в марте была опубликована первая версия законопроекта — очень жесткая для бизнеса. Члены РСПП пожаловались премьер-министру Дмитрию Медведеву, но Минфин стоял на своем, и тогда бизнес вместе с Минэкономразвития подготовил свою версию поправок. Решение, кого поддержать, должен был принять президент в июле. Но тогда на совещании времени на обсуждение закона не хватило и было решено вернуться к нему через месяц, говорил президент РСПП Александр Шохин, а до тех пор бизнес планировал договориться с Минфином.

В итоге Минфин пошел лишь на те уступки, на которые давно согласился, следует из законопроекта. В первоначальных версиях контролируемой считалась компания, которая принадлежала российским резидентам на 10%, теперь — на 50% во время переходного периода (первые два года действия закона). Если россияне владеют совместно более чем 50% компании, то налог с ее нераспределенной прибыли придется платить каждому российскому владельцу более 10% акций. После переходного периода этот порог будет снижен до 25%, и налог придется платить, даже если 25% акций принадлежит не одному лицу, а, например, группе связанных с ним людей и компаний или семье.

Даже если компания не является контролируемой, налогоплательщик обязан сообщать о любых иностранных активах, в которых ему принадлежит 10% капитала (в прежней версии — 1%). «Это проигрыш РСПП и Минэкономразвития — они настаивали на повышении порога до 25%», — вспоминает один из участников обсуждения проекта. Шохин отказался комментировать новую версию документа, поскольку еще не ознакомился с ним.

Не согласился Минфин расширить и список случаев, на который закон не распространяется. Налог не придется платить публичным компаниям, предприятиям, расположенным на территории Евразийского экономического союза, а также в юрисдикциях, включенных в белый список, составленный ФНС (страны, обменивающиеся информацией с Россией). При этом эффективная ставка налога на прибыль таких компаний не должна быть меньше 75% российской.

Это означает, что закон коснется не только офшорных стран, но и многих низконалоговых юрисдикций, которые предоставляют преференции инвесторам, предупреждали представители бизнеса. РСПП больше всего настаивал на изменении именно этой нормы: предлагал составить черный список стран, которые уже включены в список офшоров Минфина. Компаниям будет сложно каждый раз высчитывать эффективную ставку налога, объясняли в РСПП. Во всем мире страны переходят от черных списков к белым — это более гибкий и эффективный инструмент, парирует чиновник Минфина.

Не согласился Минфин освободить от налога и активные операции иностранных компаний: остается требование разделять пассивные и активные доходы с возможностью вычета для капитальных инвестиций. РСПП также предлагал вычет для средств, направленных на увеличение капитала российских организаций, Минфин не прислушался к этой идее, рассказывает партнер PwC Екатерина Лазорина.

«Минфин взял за основу прежний законопроект и практически ничего в нем не поменял», — констатирует Лазорина. Исключения сделаны лишь для лоббистов из нефтяных компаний: от налога проект освобождает только их активные операции — соглашения о разделе продукции, концессионные соглашения либо иные соглашения с иностранными государствами. На этом настаивал президент «Роснефти» Игорь Сечин в письме первому вице-премьеру Игорю Шувалову. Изначально Минфин хотел освободить от налога только СРП, но лоббисты убедили добавить еще и концессии, вспоминает участник совещания. Проекты СРП отличаются сложной экономикой и структурой налогообложения, любое дополнительное «российское» обложение сделает российские компании неконкурентоспособными в сравнении c иностранными «коллегами», отмечает партнер EY Алексей Кондрашов.

Минфин пошел на уступки, есть много положительных моментов для бизнеса, считает федеральный чиновник. Есть стимул возвращать бизнес в Россию, говорит он: до 2019 г. компании смогут провести реструктуризацию и перевести активы на российскую структуру, налог при этом уплачивать не придется.

Есть способ и снизить налоги — заявить, что бенефициар иностранной компании, получающей пассивный доход из России, на самом деле российский же резидент. Тогда он заплатит лишь налог с дивидендов по ставке 9%. В противном случае налог будет выше — например, 15% для доходов, выплачиваемых кипрской структуре, против обычных 5%, зафиксированных в соглашении с Кипром. Правда, для этого налоговики должны доказать, что кипрская компания — фиктивная прослойка, а фактический получатель дохода — россиянин.

Читайте также:

РСПП утвердит свою версию законопроекта о "деофшоризации"

Игорь Сечин предложил свой вариант налоговых преобразований

Поделитесь