В Бишкеке прошло заседание Президиума Делового совета Евразийского экономического союза

25 апреля 2017 года в столице Кыргызской Республики городе Бишкеке, в рамках Международного экономического форума «Развитие Экономического пояса шелкового пути - интенсификация сотрудничества» прошло очередное заседание Президиума Делового совета Евразийского экономического союза.

Вёл заседание Председатель Президиума Делового совета ЕАЭС, Президент Кыргызского союза промышленников и предпринимателей Ж.К.Сагынбаев.

Российскую сторону на заседании представлял Уполномоченный представитель Координатора российской Стороны Делового совета ЕАЭС, Исполнительный вице-президент РСПП, председатель Интеграционного совета РСПП по взаимодействию с ЕЭК А.В.Мурычев.

В заседании приняла участие и выступила с докладом В.О.Никишина, член Коллегии (Министр) по торговле Евразийской экономической комиссии.

Повестка дня заседания Президиума Делового совета, помимо созвучного теме форума вопроса об Экономическом поясе Шёлкового пути на пространстве ЕАЭС и сопряжении развития этих международных экономических объединений, включала: обсуждение участия Делового совета в формировании содержательной части Договора по торгово-экономическому сотрудничеству между ЕАЭС и КНР; рассмотрение проблем нетарифного регулирования, тарифных и нетарифных барьеров; создание при Деловом совете ЕАЭС Комитета по развитию цифрового бизнеса и цифрового рынка ЕАЭС; утверждение плана действий Делового Совета с учетом Послания Председательствующего в ЕАЭС главы государства, Президента Кыргызской Республики А.Атамбаева и другие вопросы.

А.В.Мурычев в своём выступлении отметил, что совсем скоро наступит вторая годовщина с момента обнародования Совместного заявления РФ и КНР о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути.

Экономический пояс Шелкового пути представляет собой комплекс площадок, институтов и инструментов, которые могут быть использованы для продвижения процессов интеграции и обеспечения экономического роста стран Евразии. Так, Новый банк развития, созданный странами-членами БРИКС, уже в первый год своей работы профинансировал в Евразии 5 проектов на общую сумму около 1 млрд долл. В пуле Азиатского банка инфраструктурных инвестиций 9 совместных проектов общей стоимостью в 12,2 млрд. долл. При этом размер финансового участия АБИИ составляет 1,73 млрд. долл.

Активную инвестиционную деятельность начал Фонд Шелкового пути, объемом в 40 млрд. долл. США. В частности, в конце прошлого года были достигнуты договоренности о приобретении Фондом 10% в Сибуре – крупнейшей российской нефтехимической компании.

Успешно разворачивает работу Универсальная товарно-сырьевая биржа Евразийского сотрудничества. Она выполняет роль администратора объединённой электронной системы. В её задачи входит предоставление единой биржевой площадки с равным доступом для всех участников торгов и обеспечение многосторонних торгов всеми необходимыми инструментами биржевой торговли. Биржа проводит сделки без ограничений по юрисдикциям участников и видам биржевых товаров. В течение одного операционного дня проводятся расчёты между участниками биржевых сделок с использованием клиринга в основных валютах мира. За 2016 год через Клиринговый Центр Биржи в банке БЦК Казахстан было проведено торгов на сумму более 1мрд рублей. Сегодня с Биржей сотрудничают компании России, Казахстана, Великобритании, Гонконга, Болгарии, Молдовы, Словении, Беларуси, Таджикистана, Австрии, Польши.

Под эгидой Расширенной туманганской инициативы - многосторонней площадки сотрудничества России, Китая, Республики Корея и Монголии, создана и начала работу Ассоциация ЭКСИМ-банков. Она объединяет Внешэкономбанк, Банк Развития Монголии и ЭКСИМ-банки Кореи и Китая.

Важно отметить, что указанные институты работают на принципах возвратности средств, а не являются «благотворительными организациями». Соответственно, первостепенную значимость приобретает качество подготовки проектов, представляемых на рассмотрение.

Александр Васильевич также отметил, что ресурсов государственных и межгосударственных финансовых институтов, созданных в последние годы, не хватит для полного удовлетворения инвестиционного голода в Азии. Согласно международным оценкам Азия нуждается в инвестициях в размере 8,22 трлн. долларов, чтобы профинансировать неотложные инфраструктурные проекты в период до 2020 г. Нужны частные инвестиции, а для привлечения частных инвестиций первоочередное значение имеет улучшения делового климата, совершенствование и гармонизация регулирования, снижение управленческих и политических рисков.

Важно сформировать эффективную систему взаимодействия органов государственной власти, бизнеса и экспертного сообщества стран, участвующих в проекте сопряжения ЕАЭС и ЭПШП. Необходим системный подход. В ЕАЭС работает Деловой совет, объединяющий бизнес стран-партнеров. В ближайшее время планируется проработать вопрос по определению формата взаимодействия Делового совета ЕАЭС с деловыми объединениями КНР, прежде всего, нашим партнером – Китайским комитетом содействия международной торговле. Специальный орган, включающий представителей ответственных органов государственной власти, общественных объединений предпринимателей и экспертов из Китая и стран ЕАЭС, мог бы помочь выявлять и запускать проекты с максимально высокой степенью готовности и эффективности, определять появляющиеся сложности и вырабатывать решения.

Одним из ключевых направлений работы указанного органа могла бы стать гармонизация технических стандартов и требований, выявление и устранение нетарифных мер и административных ограничений, связанных с прохождением таможенных процедур, а также решение иных вопросов регулирования. Хорошо известно, что нетарифные меры и ограничения могут оказывать более значительное воздействие на производителей, чем тарифы. Без решения указанных вопросов сопряжение не будет носить комплексный характер и не приведет к появлению трансграничных цепочек создания добавленной стоимости.

В заключение А.В.Мурычев привлёк внимание к новому стратегическому проекту Российской Федерации по развитию международных транспортных коридоров, который может стать важным звеном в процессе сопряжения. В конце прошлого года Правительством Российской Федерации утверждена Концепция развития международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». Данный документ содержит в себе подробный перечень задач и отдельных проектов, нацеленных на формирование устойчивой транспортно-логистической системы в регионе. Проект по развитию МТК может стать «первой ласточкой» в выведении процессов сопряжения в практическую плоскость. Все наши партнеры смогут в той или иной форме принять в нем участие.

В заседании Президиума Делового совета также принял участие Президент Национального Конгресса промышленников и предпринимателей Молдовы, Председатель Совета Международного конгресса промышленников и предпринимателей В.П.Тарлев.

Президиум принял решение привлечь к работе Делового совета ЕАЭС Национальный Конгресс промышленников и предпринимателей Молдовы. Секретариату Делового совета даны поручения по подготовке необходимых документов.
 

Поделитесь