19 февраля 2025 года в Московском государственном институте международных отношений (МГИМО МИД России) прошла открытая лекция на тему "Новая роль России и стран Африки в трансформации глобальной климатической повестки: вызовы и возможности", организованная Комитетом РСПП по климатической политике и углеродному регулированию в содружестве с Центром научной дипломатии и перспективных академических инициатив МГИМО.
В мероприятии приняли участие ведущие эксперты в области климатической политики и устойчивого развития России и Африки – Председатель Комитета РСПП по климатической политике и углеродному регулированию Андрей Мельниченко, Специальный посланник Президента Кении по вопросам климата, председатель Африканской группы переговорщиков по изменению климата г-н Али Мохамед, проректор по молодежной политике, социальной работе и международным связям МГИМО Станислав Суровцев.
Модератором дискуссии выступил директор Центра устойчивого развития МГИМО Игорь Юргенс.
В ходе лекции обсуждались актуальные вопросы взаимодействия России и африканских стран, а также возможности и вызовы, стоящие перед международным сообществом в контексте глобальной климатической повестки.
Станислав Суровцев подчеркнул, что подобные дискуссии не только способствуют обсуждению актуальных вопросов международного сотрудничества, но также играют ключевую роль в подготовке будущих специалистов, способных эффективно работать в условиях меняющегося мира и вносить вклад в решение глобальных проблем: «Студенты МГИМО – это те, кто завтра будет заниматься климатической дипломатией. И главная задача – найти баланс между глобальными и национальными интересами».
Андрей Мельниченко оценил текущее состояние международных усилий по борьбе с изменением климата. Он отметил, что глобальная климатическая повестка действительно переживает кризисный этап, и он начался еще до выхода США из Парижского соглашения. Однако он подчеркнул, что это не повод для пессимизма, а возможность для переосмысления подходов и поиска новых путей сотрудничества: «Мы столкнулись с климатическим кризисом, который накапливался годами и является результатом долгосрочных процессов. Несмотря на огромные инвестиции в декарбонизацию, похоже, что глобальные цели по ограничению роста температуры не будут выполнены. Научные данные подтверждают низкий шанс достижения этих целей, что делает ситуацию еще более критической».
Андрей Мельниченко отметил, что некоторые страны продолжают получать выгоды от Парижского соглашения, тогда как другие лишены ожидаемых преимуществ. Эта диспропорция требует серьезных изменений и пересмотра подходов к решению проблем глобальной климатической повестки:
«Развивающиеся страны справедливо требуют ответственности от государств, чьи экономические успехи сопровождались массированными выбросами парниковых газов, приводящими к глобальному потеплению. Эти требования отражают желание справедливого распределения ответственности между теми, кто создает проблемы, и теми, кто страдает от последствий. Страны с меньшей накопленной нетто-эмиссией не должны платить странам с большей нетто-эмиссией, проще говоря – «чистые» не должны платить «грязным». Сейчас самое время продвигать такие подходы, которые были бы реально эффективны в борьбе с изменением климата и учитывать интересы всех стран, в том числе интересы России».
В обсуждении будущего глобальной климатической повестки спикеры указали, что международное сотрудничество в области климата должно быть основано на принципах справедливости и перестать быть инструментом экономического давления. Андрей Мельниченко подчеркнул, что Россия может играть важную роль во внедрении новых подходов к глобальным климатическим изменениям, учитывая её уникальные природные условия и потенциал для адаптации: «Россия – не просто участник, а ключевой игрок. Наши экосистемы поглощают вдвое больше CO2, чем считалось ранее. Россия оказывается гораздо более «чистой» страной. И этим нужно пользоваться в международных переговорах по климату».
Али Мохамед настаивал на необходимости справедливого распределения финансовых ресурсов для адаптации и смягчения последствий изменения климата в Африке. Он предложил использовать механизмы климатического финансирования, которые учитывают интересы развивающихся стран и способствуют их экономическому росту: «Мы надеемся, что это откроет возможности для развивающихся стран, если им будет выделяться достаточное финансирование от развитых стран, потому что страны, внесшие основной вклад в суммарный выброс углекислого газа должны компенсировать развивающимся странам расходы на адаптацию к изменениям климата, которые происходят по вине крупнейших «грязных» эмитентов Глобального Севера - в первую очередь это США и Западная Европа.
Он также выразил обеспокоенность по поводу торговых барьеров, связанных с климатическим регулированием, таких как пограничный корректирующий углеродный механизм (CBAM) Европейского Союза. Али Мохамед отметил, что такие механизмы дискриминируют африканских экспортеров, при этом подчеркнув устойчивое желание африканских стран продолжать взаимовыгодное сотрудничество на общее благо: «Такие механизмы, как Европейский CBAM, несправедливы. Они тормозят темпы экономического развития Африки и нарушают фундаментальный принцип: страны с высоким уровнем выбросов требуют платежей от стран с низким уровнем выбросов. Если нынешний подход сохранится, европейский CBAM должен быть уничтожен. Альтернатива – скорректировать его и превратить в механизм справедливой климатической политики с учетом вышеизложенного принципа – «грязный» платит «чистому», и никак иначе.
Интересы Африки и России в этой области совпадают. Накопленные выбросы на душу населения в наших странах либо находятся на уровне среднемировых показателей, либо значительно ниже. И Африка, и Россия по праву могут отнести себя к климатически «чистым».
Необходимо сформировать механизм климатического сотрудничества между Африкой и Россией и подготовить конкретный план совместных усилий по борьбе с CBAM».
Кроме того, Али Мохамед подчеркнул важность стратегического сотрудничества России и Африки в сфере климатической политики: «Между Россией и африканскими странами развивается активное сотрудничество в различных сферах – политике, экономике, образовании, культуре, туризме. Это очень важно для Африки, мы понимаем, что мир многогранен. Климатическая повестка может стать новым фактором сотрудничества и важным элементом расширения присутствия России в Африке. Это касается как совместной работы на международных переговорных площадках, так и реализации конкретных климатических проектов в Африке».