В нефтяной отрасли готовится очередная налоговая реформа

На прошлой неделе на совещании у первого зампреда правительства Аркадия Дворковича обсуждался налог на финансовый результат (НФР) на нескольких пилотных месторождениях нефти. Минэнерго и Минфину поручено проводить реформу, доработав законопроект Ханты-Мансийского автономного округа, рассказали три федеральных чиновника, два топ-менеджера нефтяных компаний и подтвердил представитель Минэнерго.

Минфин и представитель Дворковича отказались от комментариев. «Минэнерго было поручено доработать конструкцию законопроекта об НФР, исходя из необходимости стимулирования как новых, так и действующих месторождений», — говорит представитель Минэнерго: риски манипуляции с расходами не превышают рисков при администрировании налога на прибыль.

Риски выпадающих доходов огромны, вздыхает чиновник финансово-экономического блока правительства: дорабатывать чужую концепцию закона трудно, Минфин будет настаивать на своей. «Это азартная игра со ставкой в триллион рублей», — предупреждал в интервью «Ведомостям» замминистра финансов Сергей Шаталов.

Провести эксперимент — заменить НДПИ на налог, учитывающий расходы, — в 2014 г. поручил председатель правительства Дмитрий Медведев. Осенью Минэнерго разработало законопроект, в котором помимо НФР фигурировал — для части месторождений — налог на добавленный доход (НДД). Минфин проект жестко раскритиковал. Минэнерго пошло в обход согласований — проект разработал ХМАО, и в нем уже был только НФР.

Этот законопроект тоже не годится, написан некачественно, критиковал директор налогового департамента Минфина Илья Трунин.

По законопроекту ХМАО (есть у «Ведомостей») на пилотных месторождениях компании будут платить налог на прибыль, пошлины и НФР по ставке 60%.

Налоговая база НДД — свободный денежный поток, для НФР — разница между доходами от продажи нефти и расходами на ее добычу и доведение до товарного состояния, по сути, налог на прибыль, только специфический.

При расчете НДД капиталовложения из налоговой базы вычитаются сразу, при расчете НФР — постепенно, но амортизация — ускоренная: в год можно относить на расходы еще до 10% капвложений. НФР уменьшает риски для бюджета.

Минфину в законопроекте ХМАО многое не нравится. Во-первых, принцип отбора пилотных проектов: Минэнерго собирает заявки компаний, затем список утверждает правительство. В версии Минэнерго было девять проектов (см. врез), в версии ХМАО — 22; список может увеличиваться и дальше, предупреждал замминистра энергетики Кирилл Молодцов. Трунин иронизировал над ручным отбором: «Всегда можно спросить, почему чиновники не включили в список очередное месторождение: потому что оно само не понравилось или тот, кто его предлагал?» Это противоречит и принципу равенства налогообложения, добавляет другой чиновник Минфина. Министерство предлагает закрепить в законе единые критерии, по которым месторождение попадает в список автоматически.

Во-вторых, законопроект распространяется не только на новые, но и на старые месторождения. «Непонятно, как учитывать прошлые расходы, высок риск манипуляций», — боится чиновник Минфина. Правда, в законе есть ограничение: чтобы участок был отобран, на нем должно остаться не менее 70% запасов, поставленных на баланс.

Минфин же предлагает распространить НФР только на те месторождения, где действуют льготы. Льготный НДПИ будет заменен на НФР, а льгота по экспортной пошлине — отменена, рассказывает федеральный чиновник. Также есть идея ввести прогрессивную ставку налога: в зависимости от отношения накопленной выручки к затратам — на максимуме она может доходить и до 80%, но по мере выработки месторождения снова пойдет на спад.

Но нефтяники рассчитывали на другое: в списке Минэнерго почти нет льготных проектов. НФР нужен как раз для месторождений, где условия добычи тяжелые, а льгот не получить, настаивает топ-менеджер нефтяной компании. Директор нефтегазового центра EY Денис Борисов объясняет: «Только менее половины трудноизвлекаемых запасов [в Западной Сибири] подпадают под действующие льготы, например бажено-абалакская или тюменская свиты, остальные также требуют фискального стимулирования». Замена же льгот на НФР — сомнительный обмен, продолжает Борисов: для отдельных льготируемых месторождений гарантируется минимальная внутренняя доходность в 16,3% (если льготы НДПИ его не обеспечивают, даются льготные пошлины) — а НФР может дать и худший результат.

Налоговое стимулирование месторождений Западной Сибири полностью обоснованно, настаивает представитель Минэнерго, — в связи с объективным ухудшением условий добычи и ростом ее себестоимости. Вводить НФР для таких месторождений рискованно и технически проблематично, упорствует чиновник Минфина: «И не факт, что при низких ценах на нефть имеет смысл их разрабатывать».

© Ведомости

Читайте также:

Налоговый маневр заденет металлургов: нефтяные реформы беспокоят Минпромторг

Поделитесь