21 апреля Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Аркадий Дворкович провёл совещание по законопроекту «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, в том числе предусматривающих обоснованные обязательства к пользователям таких ресурсов по повышению эффективности их использования».
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации законопроект будет рассмотрен на весенней сессии Государственной Думы Российской Федерации. В ходе совещания были рассмотрены замечания Минвостокразвития, Минфина, ФАС, ФСБ и РСПП.
Комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре считает, что в законопроекте недостаточно чётко прописан механизм распределения 20 процентов квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели, предусмотренный пп. б п.1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 9 ноября 2015 года 2338-ГС.
Как отметил в ходе совещания председатель Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре Герман Зверев в разработанном законопроекте содержатся следующие противоречия.
В соответствии с п. 2 статьи 33.7 законопроекта квота государственной поддержки в целях стимулирования инвестиций предоставляется под уже построенное судно или завод, однако в п. 3 статьи 33.7 указано иное: квота государственной поддержки в целях стимулирования инвестиций предоставляется лицу, которое только планирует строительство судна или завода. Возникает правовая коллизия между понятиями «закрепление права на долю квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов» и «предоставление права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов».
В соответствии с п.3 статьи 11.1 и частью 5 статьи 33.7 законопроекта возникают повышенные кредитные риски для рыбопромышленных предприятий, получивших квоту государственной поддержки в целях инвестиций. В соответствии с законопроектом при неисполнении графика строительства судна или завода, то есть ненадлежащего исполнения обязательств со стороны третьего лица, рыбопромысловое предприятие лишается не только квоты государственной поддержки, но и квоты, закрепленной за предприятием по «историческому принципу». Указанная норма может привести к резкому увеличению кредитных рисков и практически парализует кредитование средних и малых рыбопромышленных предприятий.
В законопроекте отсутствует механизм и критерии распределения квоты государственной поддержки для рыбоперерабатывающих заводов. Для рыбопромысловых судов существуют объективные физически измеримые ограничители ресурсной обеспеченности: размер судна, вместимость трюма, мощность главного двигателя, численность экипажа. У рыбоперерабатывающих заводов таких ограничителей нет. Таким образом, в законопроекте отсутствует механизм распределения ресурсов в объеме 100 - 110 тысяч тонн.
В законопроекте устанавливается норма, в соответствии с которой максимальный объём прав на добычу (вылов) водных биоресурсов в расчёте на один объект инвестиций не может превышать 50 процентов общего объёма прав на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, необходимого для полного обеспечения объекта инвестиций уловами на ежегодной основе. Такой потолок ресурсной обеспеченности с учетом ограничения общего объёма ресурсов, выделяемых на инвестиционные цели, 20 процентами от объёма общих допустимых уловов на предусмотренные Минсельхозом виды водных биоресурсов (минтай, сельдь и треска) означает, что предназначенный для стимулирования судостроения объём водных биоресурсов составляет 380 тыс. тонн, таким образом, в течение 15 лет могут быть построены всего 25 - 30 рыбопромысловых судов.
По результатам совещания заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Аркадий Дворкович согласился с замечаниями РСПП и поручил Росрыболовству доработать законопроект.