В рамках Недель российского бизнеса-2021 прошел форум «Инфраструктурные инициативы бизнеса»
10 сентября

8 сентября 2021 в Москве в рамках Недель российского бизнеса состоялся ежегодный форум «Инфраструктурные инициативы бизнеса», организованный РСПП, на котором участники инфраструктурного рынка встретились с председателем Счетной Палаты Российской Федерации Алексеем Кудриным. Основной темой форума стала кризисная ситуация в дорожно-строительной отрасли и совершенствование правового регулирования в сфере транспортного строительства.

В мероприятии приняли участие руководители крупнейших дорожно-строительных компаний: АО «ДСК «АВТОБАН», АО «Мостострой-11», АО «Дороги и Мосты»,  АО «Новосибирскавтодор», ООО «АльмакорГруп», а также представители министерств и ведомств.

Модератором встречи выступил вице-президент РСПП, председатель Комитета по инвестиционной политике институтам развития и экспортной поддержке Игорь Вдовин. Он рассказал о негативном тренде в отрасли, который необходимо преодолевать.  Так, из предприятий, работавших в отрасли в 2015 году, на сегодняшний день обанкротилось почти 55%.  Суммарный убыток строительных компаний за 5 лет составил 137 млрд. рублей, а объем долга предприятий в 4 раза превысил сумму чистых активов. При этом количество занятых в строительстве работников за 5 лет сократилось на 400 тысяч человек.

«Фактически инфраструктурная отрасль сегодня –  единственная, которая находится вне рынка. Понятия «доходности по госконтрактам» не существует», –  сказал в своем вступительном слове  Игорь Вдовин.

Комментируя приведенные цифры, президент РСПП Александр Шохин отметил, что они не просто отражают постковидный кризис, речь идет об устойчивом негативном тренде.  

Он напомнил, что в рамках Фронтальной стратегии социально-экономического развития РФ работает группа «Агрессивное развитие инфраструктуры», которую возглавлял Марат Хуснуллин. Речь идет о новом уровне реализации инфраструктурных проектов.

Председатель Счётной Палаты РФ Алексей Кудрин разъяснил общие механизмы выполнения государственной программы и отметил, что государство берет курс на анализ результатов выполнения госпрограммы вместо подсчёта «сколько денег потратили».

Гендиректор компании АО «Дороги и мосты» Владимир Власов обратил внимание на ряд проблем отрасли, в том числе на скачкообразное повышение цен на ресурсы, сложные для понимания правила игры на рынке, отсутствие стимулирования производительности труда.

 «С одной стороны, стоит задача наведения порядка в отрасли, с другой стороны, правила все усложняются. Несмотря на огромное количество встреч, круглых столов, поручений, ситуация за эти годы только усугубляется. Мы отличаемся от западных рынков тем, что у нас безусловно прослеживается презумпция виновности подрядчика по всем вопросам, при том, что государственные заказчики особой ответственности за свои действия не несут. Ни вынос коммуникаций вовремя не производится, ни освобождение территорий. Стройка может остановиться, и никакой ответственности заказчик за эти вещи не несет», - отметил Владимир Власов.

Генеральный директор ДСК «Автобан» Алексей Андреев назвал «хорошей поддержкой от министерства» инициативу по созданию «дорожной карты» с Минстроем России.  

 Он напомнил, что сегодня все действующие контракты подвергаются казначейскому сопровождению, в связи с чем возникают различные ограничения, в том числе по уплате налогов в бюджет, уплате авансовых платежей при приобретении основных средств, выплате зарплаты.

«Подрядчик несет чрезмерную финансовую нагрузку. При текущих ставках банков по предоставлению банковских гарантий и кредитов затраты генподрядчика на банковскую гарантию составляют в среднем 2,5% от стоимости заключенного государственного контракта», - резюмировал Алексей Андреев, уточнив, что в среднем 5-6% от стоимости госконтракта уходят на обслуживание финансовых инструментов.

Он внес ряд предложений для урегулирования вопросов казначейского сопровождения и предоставления банковской гарантии, создания объективных условий для реализации госконтрактов, снижения себестоимости строительства.

Председатель правления банка РНБК Михаил Якунин предложил уйти полностью от гарантий авансов, потому что этот механизм приводит к перераспределению баланса сил в сторону заказчика, ущемляя интересы подрядчика и банка. По его словам, необходимо осуществить переход к расширенному авансовому сопровождению, который позволит сократить расходы строительных организаций и вовлечь заказчика в соответственность, когда он будет искать варианты решения проблем.

Форуму предшествовала большая работа по формулированию предложений в адрес Правительства РФ в виде дорожной карты «Совершенствование правового регулирования в сфере транспортного строительства и практики применения внесенных изменений в нормативно-правовые акты», в которой  представлена консолидированная позиция бизнеса.

Подводя итоги дискуссии, председатель Счётной палаты Алексей Кудрин отметил, что Счетная палата заинтересована в совершенствовании механизмов финансирования и контроля инфраструктурной отрасли. Он пообещал подробно ознакомиться с озвученными проблемами и пригласить авторов прозвучавших инициатив к разработке решений по урегулированию проблем отрасли.

Поделитесь