В РСПП обсудили актуальные вопросы торгового бизнеса

12 ноября 2014 года состоялось заседание Комиссии РСПП по торговле и потребительскому рынку, на котором обсуждался законопроект о введении местных сборов за осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности и Стратегия развития торговли Российской Федерации на 2014 – 2016 годы и период до 2020 года.

Вел заседание член Правления РСПП, Председатель Президиума АКОРТ, сопредседатель Комиссии Илья Якубсон.

Участники дискуссии выступили категорически против законопроекта о введении местных сборов, в соответствии с которым все участники рынка розничной торговли (в том числе и торговые сети) начиная с 2015 года должны будут по месту осуществления деятельности каждого магазина ежегодно уплачивать в местный бюджет (Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) 6 тыс. руб. с квадратного метра торговой площади. Члены Комиссии считают необходимым перенести второе чтение законопроекта на неопределенный срок по следующим причинам.

1) Законопроект не учитывает результаты финансово-хозяйственной деятельности коммерческих компаний, обязывая уплачивать сборы даже в случае отсутствия прибыли (убыточности). По сути, данная норма является негативным стимулом для занятия предпринимательской деятельности, когда предприниматель оказывается должен государству (муниципалитету) в самом начале деятельности еще до получения первой прибыли.

2) Предложенная ставка местного сбора для розничных компаний не имеет экономического обоснования и не привязана к текущей рыночной ситуации, составляя фактически 40% от среднерыночной ставки арендных платежей в Москве, что является чрезвычайно высоким показателем. Это означает, что налоговая нагрузка розничных компаний вырастет существенно.

3) Предоставление возможности муниципалитетам увеличивать ставки местных сборов до 10 раз является необоснованным расширением полномочий местных органов власти и может привести к разорению даже крупных компаний, для многих из которых доля розничного оборота в г. Москве в общем обороте торговой сети достигает 50%.

4) Часто торговые сети одновременно осуществляют такие виды деятельности, как розничная торговля, оптовая торговля, организация общественного питания, перевозка грузов автомобильным транспортом. В соответствии с законопроектом, все эти виды деятельности будут облагаться специальной ставкой сбора, что в определенных случаях будет приводить к применению четырех сборов с одной и той же компании.

5) Фактически, законопроектом вводится еще одна система, параллельная с взиманием налога на добавленную стоимость, которая потребует формирования уже на местном уровне новой надзорной и контролирующей службы, осуществляющей, помимо прочего, зачет уплаченного сбора, что, по мнению Комиссии, является чрезвычайно коррупционной функцией, преодолеть которую (учитывая тесноту социальных связей на местном уровне) будет почти невозможно.

6) Законопроект о местных сборах не обсуждался с деловым и экспертным сообществом, не проходил процедуры оценки регулирующего воздействия, он не имеет разумных переходных периодов. Утверждение законопроекта в текущей редакции нанесет вред не только розничной торговле, но всей экономике России, поставив целый ряд сегментов хозяйственной активности в разряд инвестиционно непривлекательных.

Илья Якубсон о законопроекте: «Благая цель – увеличить собираемость налогов с «серого» бизнеса - в редакции данного законопроекта полностью утеряна. Вместо этого есть существенная опасность критически нагрузить законопослушные крупные компании и спровоцировать многочисленные разорения более мелких. Документ требует не поправок, а коренной переработки по итогам обсуждения и анализа возможных последствий».

Обсуждая Стратегию развития торговли Российской Федерации на 2014 – 2016 годы и период до 2020 года, участники дискуссии отметили следующее.

  1. Представленный документ не приводит оценку эффективности реализации Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 – 2015 годы и период до 2020 года.
  2. Проект Стратегии определяет в качестве своей цели создание условий для формирования комфортной среды для потребителей, тогда как представляется более актуальной цель повышения эффективности торговой деятельности для более полного удовлетворения потребностей и потребителей, и производителей.
  3. С учетом предлагаемых решений для развития разных форматов торговли предлагается сформулировать ожидаемые результаты реализации Стратегии для различных экономических типов территорий (крупных, средних и малых городов, малонаселенных и труднодоступных). Это позволит полнее оценить экономические эффекты реализации стратегии, включая возможное изменение баланса между торговыми предприятиями различных форматов.
  4. Предусмотреть в Стратегии конкретные меры по выявлению и устранению избыточного регулирования, наряду с мерами, направленными на выявление и восполнение пробелов в действующем законодательстве.
  5. В представленном проекте Стратегии отмечается, что несмотря на поддержку госорганов, привлекательность ведения торговой деятельности в труднодоступных и удаленных населенных пунктах для малых предприятий со временем снижается. В этой связи было предложено рассмотреть возможность стимулирования путем предоставления дополнительных налоговых льгот и специальных кредитных условий для тех предприятий, которые желают развивать свой бизнес на удаленных территориях.
  6. Сегодня можно констатировать, что учебные программы среднего специального и высшего образования не предусматривают подготовку специалистов по целому ряду специальностей, востребованных в торговле (товароведение, логистика, маркетинг в торговле и т.д.). В этой связи считаем целесообразным дополнить пункт 4 «Содействие повышению кадровой обеспеченности отрасли» раздела IV «Механизмы и способы достижения цели и решения задач настоящей стратегии, решения проблем отрасли», предусмотрев возможность введения соответствующих дисциплин в программы обучения в соответствующих средних и высших учебных заведениях.

Участники дискуссии приняли решение создать Рабочую группу по доработке Стратегии развития торговли Российской Федерации на 2014 – 2016 годы и период до 2020 года, и до 20 ноября 2014 года направить окончательную позицию Комиссии в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Поделитесь