В РСПП обсудили изменение модели конкурентного отбора мощности

изображение

10 октября 2022 г. в формате видеоконференции состоялось очередное заседание Комиссии РСПП по электроэнергетике под руководством председателя Комиссии Григория Березкина.

На заседании рассматривался вопрос: «Изменение модели конкурентного отбора мощности: предпосылки и последствия для участников рынка».

С докладами по вопросу выступили:

  • Андрей Катаев, член Правления, директор по энергетическим рынкам и внешним связям АО «СО ЕЭС»;
  • Олег Баркин, член Правления - заместитель председателя Правления Ассоциации «НП Совет рынка»;
  • Андрей Максимов, директор департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ;
  • Валерий Селезнев, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике;
  • Александра Панина, председатель Наблюдательного Совета Ассоциации «Совет производителей энергии», член Правления, врио руководителя блока трейдинга ПАО «Интер РАО»;
  • Владимир Тупикин, председатель Наблюдательного совета Ассоциации «НП Сообщество потребителей», директор по энергетике и ресурсообеспечению ООО «Сибур»;

В дискуссии по теме приняли участие:

  • Григорий Березкин, член Бюро Правления РСПП, председатель Комиссии по электроэнергетике;
  • Михаил Андронов, заместитель председателя Комиссии по электроэнергетике;
  • Максим Балашов, директор по работе с естественными монополиями ОК РУСАЛ.

В 2021 году на заседании Комиссии по электроэнергетике состоялось обсуждение новой модели оптового рынка мощности. Принятое Правительством РФ решение о переносе конкурентных отборов мощности с целью за этот период разработать механизмы по совершенствованию рынка было признано верным всеми участниками. Таким образом, отбор мощности на 2027 год состоится в 2023 году.

На текущем заседании представителями Ассоциации «НП Совет рынка» и АО «СО ЕЭС» были анонсированы первые шаги по совершенствованию модели рынка мощности. Они включают в себя:

  • предложения Системного оператора по новому порядку формирования спроса – в соответствии с этим порядком требуемый объём генерации для покрытия спроса снижается на 14 ГВт относительно старого порядка;
  • предложения Системного оператора в части определения объёмов предложения для ГЭС с учетом вероятности снижения нагрузки в маловодный год и для ВИЭ с учетом вероятности несения нагрузки в часы максимума потребления ценовой зоны;
  • предложения Ассоциации «НП Совет рынка» по введению дифференциации оплаты мощности генерирующего оборудования в зависимости от востребованности - увеличение оплаты мощности более востребованного оборудования за счет снижения оплаты мощности менее востребованного оборудования;
  • предложения Ассоциации о формировании ценовых параметров, используемых при конкурентном отборе мощности -  предельный уровень цены должен позволить осуществить неглубокую модернизацию турбины.

Из представленных Ассоциацией результатов модельных расчетов следует, что средневзвешенная цена на мощность в новой модели для первой ценовой зоны составит порядка 200 тыс. руб., для второй ценовой зоны – порядка 330 тыс. руб. Данный уровень цен позволит снизить стоимостную нагрузку на потребителей на рынке мощности для обеих ценовых зон на 7 млрд. руб. относительно нагрузки от цен, подсчитанных по прогнозной инфляции.

Представителями органов государственной власти отмечено, что, в целом, представленная модель является компромиссной для участников рынка. Однако, требуется время на ее отладку. Необходимо дополнительно проработать вопрос, связанный со строительством отечественных газовых турбин, необходимых для замены выбывающих иностранных. Таким образом, возможен пересмотр объёмов отбираемого резерва генерирующего оборудования. Следует также дополнительно рассмотреть вопрос о возможном включении территорий Дальнего Востока в ценовую зону. Ценовые параметры, используемые в отборе в новой модели, также требуют дополнительного обсуждения с участниками рынка.

Представители генерирующих компаний настаивают на доработке модели. Объём генерирующего оборудования, участвующий в отборе с нулевой ценой, составляет порядка 90% от общего объема. Таким образом, рост цены на мощность отстает от роста фактической инфляции. Данная цена не позволяет проводить даже самую простую модернизацию оборудования. Также цена конкурентного отбора мощности не позволяет окупить все эксплуатационные затраты инвестиционных объектов, для которых подошел срок окончания ДПМ. Выводить такие объекты из эксплуатации запрещено в соответствии с действующим законодательством. Отмечено, что следует рассмотреть вопрос о консервации таких объектов. Также отмечено, что целесообразно рассмотреть вопрос о запуске отдельного рынка резервов генерирующего оборудования

Представителями крупных потребителей отмечено, что текущая модель способствует предсказуемости цены на мощность, что благотворно влияет на инвестиционную привлекательность отраслей промышленности. Однако, следует доработать модель рынка таким образом, чтобы она стимулировала собственников к выводу неэффективного генерирующего оборудования. В представленной модели всё генерирующее оборудование может быть отобрано.  Также потребителями высказано несогласие с тем, что предельная цена на мощность в модели соответствует цене неглубокой модернизации. Отмечено, что для модернизации функционирует свой рынок, в рамках которого поставщики конкурируют между собой за цену модернизации, и данная цена обеспечивает окупаемость вложенных затрат.  

По итогам заседания принято решение о продолжении работы Комиссии по данной теме. Было предложено направить предложения по доработке модели в Комиссию для их систематизации и представления в РСПП. Далее будет принято о решение о том, какие предложения, удовлетворяющие интересам всех субъектов рынка, необходимо представить в Правительство РФ в рамках доработки модели конкурентного отбора мощности.

Поделитесь